Микробиом и свобода воли

Хотелось бы в конце нашего очерка остановиться кратко на нравственно-этическом содержании книги Карин Мёллинг, отражающем её духовную позицию.

Итак, автором описана следующая картина. Бога Творца нет. Жизнь на Земле зародилась самопроизвольно. Появившиеся вначале вирусы создали всё живое, включая человека. Сам человек снаружи и изнутри является носителем микробов, которых в 100 раз больше, чем клеток в его собственном организме. При этом геном самого человека состоит из «ретровирусов», то есть из тех древних вирусов, которые, якобы, внедрялись в наш геном в течение сотен миллионов лет и, тем самым, формировали его. Таким образом, на физическом уровне, человек представляет собой одновременно и «кладбище», и «инкубатор» вирусов.

Профессор Мёллинг использует понятие «микробиом». Он слагается из всех «микроорганизмов, населяющих наш организм, которые находятся внутри него и вне его»: «бактерий, вирусов, архей, грибов» [с. 187]. И мужской, и женский организм рассматривается как экосистема: «У каждого человека свой микробиом, как личный PIN-код» [с. 187].

Всякий гражданин имеет индивидуальный, присущий только ему одному микробиом, по которому он может быть узнан не хуже, чем по отпечаткам пальцев или по радужной оболочке глаза. Что-то зловещее видится в том, что подобный анализ «можно использовать в криминалистике для идентификации человека по его (или её) индивидуальному микробиому» [с. 190].

Изучением этой обширной темы не первый год занимается международный «Проект Микробиом человека (ПМЧ)».

Так вирусология оказывается, неожиданным образом, связанной с глобализацией.

 

* * *

 

В то же время вирусология имеет прямой выход на психологию. Вирусы – не только «кирпичики», из которых состоит всё живое. Они «разумны», выступают сознательными «двигателями эволюции», имеют «свободу воли», способность к достижению поставленной цели. Вирусы «являются самыми изобретательными экспериментаторами» [с. 464].

Но и этого мало.

Именно микробиом, оказывается, определяет поведение человека в тех его проявлениях, которые обычно принято описывать в категориях свободы, чувств, симпатии или антипатии, долга, жертвенности, верности, любви, духовности!!!

 Фрау Мёллинг направляет мысль читателя именно в эту неожиданную сторону: «Если слюна отражает индивидуальную генетическую сложность в достаточной мере, чтобы использовать этот метод в диагностике или криминалистике, возникает вопрос: могут ли поцелуй или тесные контакты между членами семьи стать своего рода способом установления равновесия или адаптации микробиомов – как неромантично!» [с. 191].

Здесь все человеческие отношения сведены к «адаптации микробиомов». Это не просто «неромантично».

Данный взгляд не признаёт за человеком способности жить по собственному разуму и по собственной воле. Эта позиция равносильна духовному убийству Адама. Насколько оскорбительным и унижающим наше достоинство следует считать сознательное (или подсознательное) исполнение воли микробов!

Такую позицию следует назвать не только человекоубийственной, но богоубийственной. По сути, это – прикрытый псевдонаучной фразеологией сатанизм. Именно диавол есть противник Бога и человекоубийца искони (Ин. 8, 44). Атеисты лишают Бога чести быть и именоваться Творцом, подменяя акт Сотворения эволюционным процессом. А человека они лишают права считать себя сотворённым по образу и подобию Божьему (Быт. 1, 26). Всё прогрессивное, созидательное, духовное, честное, благородное они сводят к физиологии и – как апофеоз насмехательства над человеческим достоинством – присваивают вирусам способность управлять всем этим.

Карин Мёллинг пишет вполне цинично: «Влияют ли микробы на то, что между людьми возникает чувство притяжения или отторжения? На любовь?» [с. 191].

Здесь – оправдание Каина, Иуды и Ария, всех блудников, содомитов и идолопоклонников, всех грешников и богоотступников. Виноваты же не люди, а вирусы! Никто не в силах идти против воли и желаний собственного микробиома…

Доктор Мёллинг заявляет откровенно: «И наконец, если мы представляем собой экосистемы и если все инородные гены влияют на наши гены, можно ненадолго стать философом и задаться вопросом: “Что такое человек?”, “Кто я есть?”. Способен ли микробиом повлиять на “свободу” принятия нами решений?» [с. 191].

Не дай Бог никому, хотя бы на короткое время, встать на такую страшную духовную позицию! В этой антигуманной философии заключается отречение от Истины и Богом дарованной нам Свободы, отказ от ответственности перед Творцом и лишение себя Жизни Вечной.

 

10.2. Tutti

 

Быть может, эта наша оценка монографии Карин Мёллинг покажется кому-то чрезмерно резкой и не вполне уместной: книга-то, как заметил мой сын Арсений, «не богословская, а научная». Стоит ли выискивать в ней духовное содержание?

Однако не станем закрывать глаза на то, что автор даёт слишком много поводов для подобной критики. На вероучительное содержание книги Карин Мёллинг мы указывали неоднократно (см., частности, разделы 3.3. и 7.3.). Подтвердим это ещё раз её собственным ярким признанием. На вопрос нью-йоркского публициста Джона Брокмана: «Во что мы верим, но не можем доказать?» – она предлагает в книге следующий чеканный ответ: «Сначала появились вирусы!» [с. 34]. В Предисловии автор отмечает, что некоторые части её книги «написаны в философском духе» [с. 11]. С этим нельзя не согласиться. Я также убеждён: обсуждать эту тему необходимо всесторонне. Дело в том, что проблема происхождения жизни не может считаться чисто «научной», она находится на стыке философии и богословия.

Как мы отметили, возникновение вирусов связано с проклятием Земли. По сути, они представляют собой антижизнь: органические молекулы, не способные к полноценному самостоятельному функционированию, но паразитирующие на Божьем творении. Раковая опухоль, смертельные эпидемии чумы и «испанки», полиомиелит, гепатит и СПИД, различные болезни в животном и растительном мiре – всё это вирусы. Нет сомнения в том, что они, хотя и являясь существами материальными, входят в арсенал нашего бесплотного врага – диавола, князя мiра сего (Ин. 14, 30).

Поэтому большой богословской ошибкой было бы помещать эту нежить в основание древа жизни. Вирусы появились не во время шестидневного Сотворения мiра, а позднее – как результат грехопадения праотцев. Они не получили того Божьего благословения, которым Отец Небесный напутствовал первоначально созданные Им живые виды: Плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22)! Именно по данной причине эти паразиты не способны к самостоятельному полноценному продолжению своего рода.

И поэтому им не подобает честь быть помещёнными вначале.

Карин Мёллинг допустила эту ошибку, по-видимому, не чувствуя того, насколько тема о Начале является не естественнонаучной, а богословской. А ведь для того, чтобы признать ключевое значение выражения «Вначале…», достаточно было вспомнить первые стихи Ветхого или Нового Заветов –Книги Бытияили Евангелия от Иоанна (Быт. 1, 1 и Ин. 1, 1).

Поистине упущенная в юности возможность: ведь когда Карин была аспиранткой в Цюрихе в её изголовье, как мы помним, «на прикроватной тумбочке лежала Библия» [с. 99]. Похоже, так с тех пор ни разу ею не раскрытая…

 Результатом этой роковой ошибки стало умаление Творца и, вследствие этого – невольное возвеличение диавола. Он есть лжец и отец лжи (Ин. 8, 44). И вся навязанная им философия также является ложной, потому что содержит в себе извращённую картину мiроздания. Она сводится к признанию эволюции от вируса до человека разумного, причём человек оказывается не разумнее вируса. В этом заключается очередная злая диавольская шутка. А места для Христа – Божьей Силы и Божьей Премудрости (1 Кор. 1, 24) в этой философской системе нет.

Православный взгляд на мiр иной: есть Живой Бог, создавший вселенную. И Он дал нам способность познавать небо и землю, для того чтобы прославлять величие Творца, Который промышляет о всякой твари – от вируса до человека.

* * *

Приведу последнюю цитату из книги «Вирусы: скорее друзья, чем враги»:

«Все органисты знают, что у Иоганна Себастьяна Баха после прелюдии следует фуга, которая заканчивается слиянием всех голосов и полным звучанием максимального числа труб – tutti. И вот я со своим tutti – резюме – применительно к вирусам» [с. 463].

Здесь Карин Мёллинг употребила замечательный образ, но применила его не вполне удачно: она спутала своё импровизированное «соло на трубе» с классической фугой.

Орган – это церковный инструмент, который в традиции христианского Запада использовался главным образом для прославления Бога. И следует не забывать о том, что И.С. Бах, величайший из европейских композиторов, своё tutti всегда обращал не «применительно к вирусам» или иным каким-либо более почтенным субъектам, но исключительно к Богу Вседержителю, Господу нашему.

В настоящем tutti звучит не только голос человеческий (Vox humana) или голос девический  (Vox virginea) – они в книге весьма явственны. В фуге должен обязательно присутствовать также глас ангельский (Vox angelica) и даже глас Небесный – глас Божий (Vox Celeste). По крайней мере, эти регистры неизменно использовал в своих шедеврах гениальный соотечественник Карин Мёллинг. А в её монографии Небесный глас не только не слышен, но сознательно заглушен, от чего «tutti»… не получилось. Или, выражаясь деликатнее, оказалось далёким от божественного совершенства.

Со всей искренней доброжелательностью к автору, прошу воспринять настоящий очерк как восполнение этого серьёзного изъяна – то есть как попытку включить Божественный регистр при рассмотрении увлекательной и дискуссионной темы о вирусах. Надеюсь на то, что оправданием мне будет стремление к положительному ответу на вопрос, поставленный в заглавии:

«ВИРУСОЛОГИЯ  И  БОГОСЛОВИЕ:

СКОРЕЕ ДРУЗЬЯ, ЧЕМ ВРАГИ»!

 

Содержание

Введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: