Вопросы к экзамену по дисциплине

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Февзи Якубова»

(ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова)

 


Кафедра биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности

 

 

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Анатомия человека»:

1. Предмет, задачи и методы исследования анатомии человека.

2. Краткий исторический очерк развития анатомии человека.

3. Взаимодействие организма человека с окружающей средой. Классификация потребностей человека.

4. Морфологические типы конституции человека.

5. Организм человека – сложно организованная иерархическая система..

6. Строение, функции и химический состав животной клетки.

7. Ткани, определение и классификация.

8. Эпителиальная ткань положение, строение, функции, свойства.

9. Соединительная ткань положение, строение, функции, свойства.

10. Нервная ткань положение, строение, функции, свойства.

11. Мышечная ткань положение, строение, функции, свойства

12. Значение, функции и особенности строения опорно-двигательного аппарата человека.

13. Строение кости как органа. Классификация костей. Виды соединения костей.

14. Рост кости в длину и толщину.

15. Строение скелета человека.

16. Скелет головы, его отделы. Особенности строения лицевого и мозгового отделов черепа.

17. Анатомо-функциональные особенности скелета туловища, его структурные образования. Позвоночный столб: отделы, изгибы. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых, копчиковых позвонков. Соединение 1 и 2 шейных позвонков. Рёбра и грудина. Рёбра: истинные, ложные, смешанные - строение.

18. Особенности строения плечевого пояса и свободной верхней конечности.

19. Особенности строения таза и свободной нижней конечности.

20. Мышца как орган, подразделение на части. Сухожилия (апоневрозы). Строение.

21. Классификация мышц по форме, строению, происхождению и функциям.

22. Микроскопическое строение мышечного волокна. Миофибриллы.

23. Общая анатомия, развитие и функции сердечно-сосудистой системы.

24. Сущность процесса кровообращения. Структуры, осуществляющие процесс кровообращения. Сосуды (артерии, вены, капилляры). Функциональные группы сосудов.

25. Строение стенок крупных, средних и мелких артерий, капилляров и вен.

26. Движение крови по сосудам: артериям, венам и капиллярам.

27. Строение и функции сердца.

28. Свойство сердечной мышцы. Сердечный цикл. Проводящая система сердца

29. Сосуды сердца и нервы. Коронарный круг кровообращения. Его особенности.

30. Значение малого круга кровообращения для жизнедеятельности. Артерии и вены малого круга кровообращения.

31. Кровообращение плода.

32. Функции большого круга кровообращения. Артериальная система большого круга кровообращения. Вены большого круга кровообращения.

33. Общий план строения лимфатической системы.

34. Основные лимфатические узлы и стволы, их строение и функции. Принцип движения лимфы по лимфоузлам.

35. Строение стенок лимфатических сосудов, лимфокапилляров.

36. Образование лимфы. Состав лимфы.

37. Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной системой. Иммунитет. Центральные и периферические органы иммунной системы.

38. Органы дыхания, общий план строения, выполняемые функции.

39. Верхние и нижние дыхательные пути. Особенности строения стенок дыхательных путей.

40. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Сообщение, функции. Особенности строения.

41. Гортань, топография, строение: хрящи гортани, их соединение. Мышцы гортани. Полость гортани, её отделы, голосовые связки.

42. Бронхи и трахея: топография, строение, функции.

43. Лёгкие – внешнее строение, внутреннее строение.

44. Дыхание как физиологический процесс. Этапы дыхания.

45. Основные принципы газообмена. Значение гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

46. Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, лёгочные объёмы.

47. Основные питательные вещества, их значение для организма человека.

48. Процесс питания, пищеварения – определение, этапы.

49. Общий план строения органов пищеварительной системы.

50. Полость рта. Органы полости рта: язык, зубы, строение, функции, зубная формула.

51. Глотка- расположение, строение, стенки, отделы, функции, топография.

52. Пищевод– топография, отделы, длина, анатомические и физиологические сужения, функции, строение стенки.

53. Желудок – расположение, внешнее строение стенки, железы, функции, топография.

54. Кишечник (тонкий, толстый) особенности строения, функции.

55. Основные принципы строения железистых органов.

56. Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные- строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желёз.

57. Слюна- состав, свойства, функции.

58. Поджелудочная железа- расположение, границы, макро и микроскопическое строение, функции, топография. Экскреторная и инкреторная функции железы. Поджелудочный сок - состав, количество, функции.

59. Печень топография, строение, границы, макро и микроскопическое строение. Кровоснабжение печени, значение воротной вены.

60. Желчный пузырь – топография, строение, функции. Желчь – состав, свойства, функции.

61. Механизм образования и отделения желчи. Виды желчи (пузырная и печёночная).

62. Пищеварение, значение для организма. И.П. Павлов - основатель учения о пищеварении. Методы, разработанные И.П. Павловым для изучения функции пищеварительных желёз.

63. Обмен веществ, определение. Процессы ассимиляции и диссимиляции, понятие.

64. Обмен белков в организме. Заменимые и незаменимые белки. Суточная норма, значение белков для организма.

65. Обмен углеводов в организме. Функции углеводов, суточная норма.

66. Обмен жиров в организме. Функции жиров, суточная норма.

67. Водно-солевой обмен, норма потребеления.

68. Постоянство температуры внутренней среды организма. Нейрогуморальные регуляции.

69. Нарушения в организме всех видов обмена веществ. Авитоминоз.

70. Анатомо- физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения.

71. Выделение, определение, значение для организма.

72. Основные выделительный структуры и органы организма человека (лёгкие, пищеварительно- кишечный тракт, потовые, сальные железы).

73. Общий план строения мочевыделительной системы. Органы, образующие мочевую систему.

74. Почка, ее положение, развитие, строение, функция. Нефрон - структурная и функциональная единица почки.

75. Мочеточник, его части, топография, отношение к брюшине и к кровеносным сосудам; строение стенки мочеточника, его сужения, функция.

76. Мочевой пузырь: его развитие, форма, положение, строение стенки.

77. Этапы образования мочи. Механизм образования мочи. Количество первичной и конечной мочи.

78. Состав, свойства и функции крови. Гомеостаз.

79. Гемопоэз. Красный костный мозг.

80. Функции крови, константы крови. Количество крови в организме

81. Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови. Белки плазмы.

82. Форменные элементы крови.

83. Лейкоцитарная формула. Виды лейкоцитов, фагоцитоз.

84. Группы крови. Принципы определения групп крови.

85. Резус- фактор, его локализация.

86. Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиента. Реакция агглютинации,причины АВО – конфликта, резус- конфликт. Гемотрансфузионный шок.

87. Гемолиз, его виды. Скорость оседания эритроцитов(СОЭ).

88. Иммунная система: значение, классификация.

89. Иммунитет, виды иммунитета.

90. Общий план строения нервной системы. Значение и функции нервной системы. Классификация нервной системы.

91. Нервная ткань. Нейрон. Строение, виды нейронов.

92. Синапс: значение, строение, виды.

93. Рефлекс. Рефлекторная дуга, её составные части.

94. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга.

95. Анатомо-физиологические особенности головного мозга.

96. Общий план строения и функции эндокринной системы.

97. Классификация желез по развитию (железы внешней, внутренне и смешанной секреции).

98. Гормоны: виды, характеристика, механизм действия. Органы – мишени.

99. Гипофиз, его развитие, особенности строения отдельных частей, топография, функции.

100. Щитовидная железа: топография, строение, функции.

101. Паращитовидные железы: топография, строение, функции.

102. Шишковидное тело (эпифиз): развитие, топография, строение, функции.

103. Тимус (вилочковая железа): топография, строение, особенности функционирования.

104. Топография, строение, функции надпочечника.

105. Эндокринная часть поджелудочной железы (панкреатические островки): строение, функции.

106. Эндокринные части половых желез - яичника, яичка.

107. Принцип строения и классификации анализаторов. Значение органов чувств в жизнедеятельности человека.

108. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы.

109. Орган зрения. Глазное яблоко. Оболочки глаза. Их строение, функции.

110. Вспомогательный аппарат глаза: мышцы, веки, слёзный аппарат.

111. Орган слуха: расположение, строение, функции.

112. Вестибулярный аппарат, его роль в восприятии и оценки положения тела в пространстве.

113. Виды кожных рецепторов.

114. Кожа и её производные. Строение, функции

115. Орган вкуса: местоположение, строение, функции.

116. Орган обоняния.

117. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

 

Экзамен

Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена по окончании семестра. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, которые оцениваются в 15-13-11-0 баллов и практического задания – 20-14-8-0 баллов за его выполнение.

Для оценки ответов студентов по данной учебной дисциплине используются следующие критерии:

Для оценки ответов студентов по данной учебной дисциплине используются следующие критерии:

 отличному уровню (15 баллов) соответствует правильный и исчерпывающий ответ на поставленный теоретический вопрос, в котором студент показал всестороннее системное знание теоретического материала, усвоение основной и дополнительной литературы, четкое владение понятийным аппаратом, методами, методиками и инструментами, изучение которых предусмотрено программой дисциплины, умение аргументировать свое отношение к соответствующим категориям, зависимостям и явлениям, грамотное выполнение практического задания (20 баллов);

 хорошему уровню (8 баллов) соответствует в целом правильный ответ на теоретический вопрос, при котором студент показал достаточный уровень знаний основного теоретического материала: освоение информации лекционного курса и учебных пособий, овладение понятийным аппаратом, выполнение практического задания с незначительными погрешностями (16 баллов);

- удовлетворительному уровню (6 баллов) соответствует частично правильный ответ на теоретический вопрос, при котором студент показал средний уровень знаний основного теоретического материала, но не мог убедительно аргументировать свой ответ, ошибся в использовании понятийного аппарата, показал недостаточные знания литературных источников, и показал неуверенное умение выполнения практического задания (8 баллов);

- неудовлетворительному уровню (0 баллов) соответствует неправильный или неполный ответ на теоретический вопрос, при котором студент продемонстрировал значительные пробелы в знаниях основного теоретического материала, уклонился от аргументов, показал неудовлетворительные знания понятийного аппарата и специальной литературы, или вообще ничего не ответил, практическое задание выполнил с грубыми ошибками или не выполнил вообще (0 баллов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: