Право и демократический транзит
Демократический транзит: определение
Демократический транзит – процесс перехода от недемократии к демократии, который предполагает либерализацию режима, создание гражданского общества и введение свободных выборов по определённой процедуре с неопределённым результатом.
Д. Растоу: демократический транзит – как особый исторический этап, т.е. «период времени от непосредственно перед переходом до непосредственно после перехода к демократии», обусловленный внутренними и внешними факторами (страны, где переходные процессы были вызваны только внешнеполитическими факторами – исключены).
В целом, транзит – неустойчивое равновесие в борьбе противоположных сил; процесс, протекающий в определённый исторический период с момента крушения одного типа социально-политической системы и властных отношений до момента, когда сфера властных отношений оказывается под влиянием другого властного субъекта и начинается строительство новой социально-политической системы.
|
|
Немецкая политическая наука: трансформация – процесс изменений политически многообразных и многоуровневых связей между коллективными и индивидуальными субъектами в политической системе общества, её институтах, видах и формах деятельности, в оптимальном варианте способной привести к модернизациям общего, публичного и частного характера.
В н.в.: транзит – переход к современности (к чему-то лучшему), т.е. к демократии. Однако важно учесть, что не всякий транзит заканчивается демократией (переход к состоянию лучшему, высшему, чем предыдущий).
Условия / предпосылки для транзита: такие исследователи как Г. Алмонд, С. Верба, Р. Ингльхарт, Д. Растоу, С. Липсет, Л. Пай, С. Хантингтон и другие в общем и целом выделяют следующие условия:
· обеспечение национального единства и обретение национальной идентичности;
· достижение достаточно высокого уровня экономического развития;
· массовое распространение таких культурных норм и ценностей, которые предполагают признание демократических принципов и норм, терпимости, доверия к основным политическим институтам и межличностного доверия, гражданственности и другое.
Волны демократизации (периоды, особенности)
«Волна демократии» (по С. Хантингтону) – группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определённый период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период.
1. 1828 – 1926 гг.:
Революционные процессы в Европе и Америке, либерализация правящих режимов. Два критерия демократического минимума для данной эпохи:
|
|
· 50% взрослого мужского населения должно иметь право голоса;
· ответственный глава исполнительный власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте, либо избираться в ходе периодических и всенародных выборов.
Страны: США, Швейцария, Франция, Великобритания, несколько мелких европейских государств ещё Италия, Аргентина и Ирландия, Исландия.
Откат 1922 – 1942 гг.
2. 1943 – 1962 гг.:
· Союзническая оккупация – демократизация Германии, Италии, Австрии, Японии, Кореи.
· Демократизация Турции и Греции.
· Советский режим разрушает демократию в странах «социалистического лагеря».
· Деколонизация стран третьего мира.
· Демократизация стран Латинской Америки.
Откат 1958 – 1975 гг.
3. 1974 г. – (1991 г.) /наст. вр.:
· Демократизация почти в 30 странах Европы, Латинской Америки и Азии.
· Крах «социалистического блока».
· В различных странах набирают обороты движения за демократию.
· Деколонизация оставшегося мира.
(4 волна):
Факторы волн демократии: уровень и характер экономического, социального, культурного и религиозного развития государства; позиция правящей элиты; международная обстановка.
Причины отката: слабость демократических ценностей в элитах и в обществе; экономический спад и кризисы; рост популярности идей авторитарного правления; социальная и экономическая поляризация общества; внешнее влияние.
«Волны демократизации» по Ф. Шмиттеру:
1. С 1848 г. по 1852 г., когда Франция, Германия и Австро-Венгрия вернулись к авторитарным формам правления.
2. Время, после Первой мировой войны.
3. После Второй мировой войны.
4. Начало с военного переворота 1974 г. в Португалии.
Посткоммунистическая Россия как демократический транзит
Во многих смыслах российский демократический транзит стоит особняком в отношении не только классических южноевропейских и латиноамериканских переходов от авторитаризма, но и переходов к демократии в странах Центральной и Восточной Европы.
При рассмотрении данной проблемы можно выделить две группы факторов: общий контекст и внутренние особенности.
Общие особенности, характерные для российского посткоммунизма в рамках одной волны демократизации:
1. Отсутствие раскола элиты на консерваторов и реформаторов на начальном этапе и его появление как ответ на либерализацию
Приход М. Горбачева к власти не был результатом раскола в советской элите на реформаторов и консерваторов, свой путь к власти М. Горбачев проделал традиционным номенклатурным способом, но именно его реформаторские действия вызвали последующий раскол в советской элите на консерваторов и реформаторов.
2. Либерализация и демократизация «сверху»
Инициатива вначале либерализации, а затем и частичной демократизации режима пришла, как и в большинстве других демократических транзитов, сверху - от лидерареформатора, склонного к постепенным и эволюционным методам, реализуемым чисто советским аппаратным способом.
Главные отличия российского демократического транзита от всех остальных:
· Взаимообусловленность политических и экономических преобразований
· Отсутствие адекватной социальной базы демократии
· Центробежные силы национализма и кризис национальной идентичности
· Особенности формирования демократической оппозиции в СССР и России, в конечном счете повлиявшие на характер ее взаимоотношений с новой российской властью
· Отсутствие пакта, предварительной договоренности между радикалами и консерваторами
· Отсутствие первых «учредительных» выборов, легитимизирующих новый баланс общественных и политических сил
· Сохранение основных элементов старой номенклатуры на властных позициях в составе нового правящего класса
|
|
· Традиционный административный способ осуществления политических и экономических реформ, сохраняющий и углубляющий раскол между властью и обществом.
· Сохраняющееся влияние авторитарных сил и тенденций.