Неустроева Н. В., учитель – логопед
МКДОУ Детский сад «Солнышко»
Большую роль в появлении нарушений речевого развития у детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей и их психолого-педагогическая некомпетентность. Что в наше время легко исправить, призвав на помощь огромное информационное пространство интернета. Для начала нужно усвоить основные этапы развития речи ребенка.
Если в 2 – 2,5 мес. Ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»
В 3 – 5 мес. Ребенок начинает издавать звуки похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется - «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.
В 6 – 8 мес. Дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т. Е. Голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на него внимание.
К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, ещё, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?
К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном это имена близких людей, названия предметов.
К 2 годам происходит словарный «взрыв» – дети используют глаголы и прилагательные, т. Е. Называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100 слов.
К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь – ребенок может строить предложения из двух-трех слов.
К 3 годам словарный запас составляет то 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов, называет своё имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.
К 4 годам появляются многосложные предложения. Ребенок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. Словарный запас возрастает до 1500 слов.
К 5 годам звуковая сторона речи в норме должна быть сформирована, если нет, то требуется целенаправленная работа специалистов по коррекции речи ребенка.
Если ребенок может произнести звук изолированно, но в речи, в словах его не использует. В этом случае родители могут самостоятельно помочь ему.
Важно, чтобы ребенок умел правильно произносить звук. Если родитель сомневается в этом случае лучше обратиться к специалисту.
Как и в любом занятии, нужна системность и постоянность.
Нужно выбрать удобное время и заниматься ежедневно или через день, но не менее 3 раз в неделю.
Во время занятий не допустимо ругать ребенка, раздражаться и сокрушаться, что «ничего у него не получается». Почаще хвалите и радуйтесь каждому успеху ребенка.
Проведение занятий:
Начинать занятие целесообразно с артикуляционных упражнений (2-3 упражнения, несколько минут).
Артикуляционные упражнения на определенный звук можно посмотреть на видео уроках в интернете.
Далее – работа над звуком (повторение за взрослым, называние картинок, чтение; 7-10 минут)
Этапы автоматизации звука:
- изолированное произнесение (только автоматизируемый звук, например: показывать как свистит «насос» - сссс, рычит тигр – ррр.);
- произнесение звука в слогах:
Са – са – са – длинная коса
Ра – ра – ра – на улице жара.
- произнесение звука в словах:
Са – сам, сад, сани, салат, салют….
Ра – рак, рано, рама, ракета, работа, радуга…
- звук в предложениях:
Саня сел на стул.
Тигр громко рычал.
- заучивание стихотворений, введение его в речь.
Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
- дифференциация смешиваемых звуков (с-з, с-ш, ш-ж, р-л).
Какой мороз, какой мороз.
Отморозил Сеня нос.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.
Эти рекомендации адресованы неравнодушным родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее преодолеть речевые нарушения. Коррекция речи – это сложный и длительный процесс, требующий значительных усилий логопеда, ребенка и родителей. Чтобы сформировать навык правильного произношения звуков, необходимо слоги, слова, предложения и тексты с этими звуками повторить бесчисленное количество раз. В детском саду такой возможности нет. Поэтому, если родители не закрепляют полученные навыки дома, устранение недостатков затягивается, речевые нарушения переходят в хроническую форму и ведут в дальнейшем к школьной неуспеваемости. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.
Нормы и профилактика задержки речевого развития
детей раннего возраста.
Сапильникова М.М., учитель - логопед
МКДОУ Детский сад «Берёзка»
Родители должны знать нормативные сроки развития детской речи. Сон, крик, движения отражают уровень развития центральной нервной системы. Крик, плач, гуление – это формы врожденные, а не подражательные. Они возникают как филогенетическая речевая память.
Наиболее благоприятен для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ.
Нарушения развития детей могут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и больше руководствуется разумом. Она заботится о младенце, но мало играет с ним, или не заражается одновременно радостью, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребёнка невротических состояний, страха и аутических форм поведения.
Если новорожденный попал в группу риска из-за сложно протекавшей беременности и осложненных родов, нужно с первых месяцев заниматься с ним, то есть проводить тактильную стимуляцию губ, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальчиков, вкладывая в них игрушку и называя ее.
Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев.
В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням-ням»).
В 1,5 года в одном его предложении может быть уже два аморфных слова («няня-бух»).
В сроки от 1 года 10 месяцев до 2 лет ребёнок начинает говорить «я». Трехлетний малыш беседует с окружающими развёрнутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.
Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».
Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребёнок от 1 года до двух лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов.
Если в 2 года 6 месяцев у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в остальных параметрах развития.
С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развития мышления.
К 4 годам под влиянием речи интенсивно развивается логическое мышление. После 5 лет мышление должно в норме развиваться на основе словесных обобщений, например, «овощи», «фрукты», «мебель». До этого времени, если речь не достаточно развита, мышление не страдает, а позже даже негрубые речевые нарушения оказывают отрицательное влияние на развитие мышления.
Период до 3 лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы.
С возрастом мозг ребёнка увеличивается в объёме, созревает. Зрелостью мозга называется образование связей между клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов.
Ребенок все впервые познает через кожные ощущения. Если ребёнок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самые разные, из всех видов материалов, отличающихся по температуре. Ребёнку нужно разрешать трогать абсолютно всё.
Однако самый древний анализатор – обоняние. Чувствуя запах, ребёнок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Это связано у него со зрительным и слуховым анализаторами, которые активизируют всю кору головного мозга.
Следующим анализатором можно назвать вкус. Ребёнок всё берёт в рот и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит его здоровью). Если ребёнок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей, и клетки соответствующей зоны мозга будут дремать и не использоваться.
Ещё один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познаёт мир на расстоянии, то есть определяет форму, цвет, размер предметов и их положение в пространстве. С 1,5 -2 лет ребёнка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.
Слуховой анализатор отвечает за различение звуков и слов. Иногда ребенок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работает телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и музыку, и поговорить сам с собой.С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит.
В головном мозге большой участок управляет мелкой моторикой рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведённый в сторону - это первый жест разума, означающий, что ребёнок начинает выделять объект из окружающего мира. Стоит применять «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застёгивание пуговиц, обведение контуров, штрихование.
Речевая деятельность - это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Этот процесс нельзя пускать на самотёк, оставлять без должного внимания.
Причины возникновения речевых нарушений
Городищева И.Ф.,