Сапильникова М.М., учитель - логопед

Неустроева Н. В., учитель – логопед 

 МКДОУ Детский сад «Солнышко»

Большую роль в появлении нарушений речевого развития у детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей и их психолого-педагогическая некомпетентность. Что в наше время легко исправить, призвав на помощь огромное информационное пространство интернета. Для начала нужно усвоить основные этапы развития речи ребенка.

Если в 2 – 2,5 мес. Ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»

В 3 – 5 мес. Ребенок начинает издавать звуки похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется - «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.

В 6 – 8 мес. Дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т. Е. Голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на него внимание.

К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, ещё, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?

К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном это имена близких людей, названия предметов.

К 2 годам происходит словарный «взрыв» – дети используют глаголы и прилагательные, т. Е. Называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100 слов.

К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь – ребенок может строить предложения из двух-трех слов.

К 3 годам словарный запас составляет то 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов, называет своё имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.

К 4 годам появляются многосложные предложения. Ребенок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. Словарный запас возрастает до 1500 слов.

К 5 годам звуковая сторона речи в норме должна быть сформирована, если нет, то требуется целенаправленная работа специалистов по коррекции речи ребенка.

Если ребенок может произнести звук изолированно, но в речи, в словах его не использует. В этом случае родители могут самостоятельно помочь ему.
Важно, чтобы ребенок умел правильно произносить звук. Если родитель сомневается в этом случае лучше обратиться к специалисту.
Как и в любом занятии, нужна системность и постоянность.
Нужно выбрать удобное время и заниматься ежедневно или через день, но не менее 3 раз в неделю.

 Во время занятий не допустимо ругать ребенка, раздражаться и сокрушаться, что «ничего у него не получается».  Почаще хвалите и радуйтесь каждому успеху ребенка.
Проведение занятий:

Начинать занятие целесообразно с артикуляционных упражнений (2-3 упражнения, несколько минут).

Артикуляционные упражнения на определенный звук можно посмотреть на видео уроках в интернете.

Далее – работа над звуком (повторение за взрослым, называние картинок, чтение; 7-10 минут)

Этапы автоматизации звука:


- изолированное произнесение (только автоматизируемый звук, например: показывать как свистит «насос» - сссс, рычит тигр – ррр.);


- произнесение звука в слогах:

Са – са – са – длинная коса

Ра – ра – ра – на улице жара.


- произнесение звука в словах:

Са – сам, сад, сани, салат, салют….

Ра – рак, рано, рама, ракета, работа, радуга…


- звук в предложениях:

Саня сел на стул.

Тигр громко рычал.

- заучивание стихотворений, введение его в речь.

Роет землю серый крот,

Разоряет огород.


- дифференциация смешиваемых звуков (с-з, с-ш, ш-ж, р-л).

Какой мороз, какой мороз.

Отморозил Сеня нос.

Основная трудность для родителей – неже­лание ребенка заниматься. Необходимо заин­тересовать ребенка. Так как основная деятель­ность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в ска­зочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

Эти рекомендации адресованы неравнодушным родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее преодолеть речевые нарушения.   Коррекция речи – это сложный и длительный процесс, требующий значительных усилий логопеда, ребенка и родителей. Чтобы сформировать навык правильного произношения звуков, необходимо слоги, слова, предложения и тексты с этими звуками повторить бесчисленное количество раз. В детском саду такой возможности нет. Поэтому, если родители не закрепляют полученные навыки дома, устранение недостатков затягивается, речевые нарушения переходят в хроническую форму и ведут в дальнейшем к школьной неуспеваемости. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.











Нормы и профилактика задержки речевого развития

 детей раннего возраста.

Сапильникова М.М., учитель - логопед

                                                                  МКДОУ Детский сад   «Берёзка»

                                                                            

     Родители должны знать нормативные сроки развития детской речи. Сон, крик, движения отражают уровень развития центральной нервной системы. Крик, плач, гуление – это формы врожденные, а не подражательные. Они возникают как филогенетическая речевая память.

     Наиболее благоприятен для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ.

     Нарушения развития детей могут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и больше руководствуется разумом. Она заботится о младенце, но мало играет с ним, или не заражается одновременно радостью, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребёнка невротических состояний, страха и аутических форм поведения.

     Если новорожденный попал в группу риска из-за сложно протекавшей беременности и осложненных родов, нужно с первых месяцев заниматься с ним, то есть проводить тактильную стимуляцию губ, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальчиков, вкладывая в них игрушку и называя ее.

     Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев.

  В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням-ням»).

  В 1,5 года в одном его предложении может быть уже два аморфных слова («няня-бух»).

     В сроки от 1 года 10 месяцев до 2 лет ребёнок начинает говорить «я». Трехлетний малыш беседует с окружающими развёрнутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.

     Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».

     Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребёнок от 1 года до двух лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов.

      Если в 2 года 6 месяцев у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в остальных параметрах развития.

          С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развития мышления.

     К 4 годам под влиянием речи интенсивно развивается логическое мышление. После 5 лет мышление должно в норме развиваться на основе словесных обобщений, например, «овощи», «фрукты», «мебель». До этого времени, если речь не достаточно развита, мышление не страдает, а позже даже негрубые речевые нарушения оказывают отрицательное влияние на развитие мышления.

    Период до 3 лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы.

    С возрастом мозг ребёнка увеличивается в объёме, созревает. Зрелостью мозга называется образование связей между клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов.

    Ребенок все впервые познает через кожные ощущения. Если ребёнок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самые разные, из всех видов материалов, отличающихся по температуре. Ребёнку нужно разрешать трогать абсолютно всё.

   Однако самый древний анализатор – обоняние. Чувствуя запах, ребёнок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Это связано у него со зрительным и слуховым анализаторами, которые активизируют всю кору головного мозга.

   Следующим анализатором можно назвать вкус. Ребёнок всё берёт в рот и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит его здоровью). Если ребёнок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей, и клетки соответствующей зоны мозга будут дремать и не использоваться.

    Ещё один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познаёт мир на расстоянии, то есть определяет форму, цвет, размер предметов и их положение в пространстве. С 1,5 -2 лет ребёнка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.

   Слуховой анализатор отвечает за различение звуков и слов. Иногда ребенок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работает телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и музыку, и поговорить сам с собой.С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит.

  В головном мозге большой участок управляет мелкой моторикой рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведённый в сторону - это первый жест разума, означающий, что ребёнок начинает выделять объект из окружающего мира. Стоит применять «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застёгивание пуговиц, обведение контуров, штрихование.

  Речевая деятельность - это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Этот процесс нельзя пускать на самотёк, оставлять без должного внимания.

 

                              Причины возникновения речевых нарушений

 

Городищева И.Ф.,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: