Почему же так? Одни говорят красиво и без запинки, четко произносят каждый звук, а другие испытывают серьезные трудности в произношении, говорят не внятно и трудно.
Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние и внешние.
Внутриутробная патология
· Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — (токсикоз) первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
· Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
|
|
· Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
· Нарушения сроков вынашивания плода — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
· Курение, прием алкоголя и наркотических веществ.
Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.
· Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
· Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации).
· Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
Наследственная предрасположенность
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.
Вредности родового периода
· Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
· Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины.
|
|
· Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:
· Инфекционно-вирусные заболевания, приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
· Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи.
· Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
· Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
5.Группа функциональных причин:
1.Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка. Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.
2. Соматическая ослабленность — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологические травмы, вызванные испугом или стрессом; психические заболевания, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражание речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно скажется на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и логопедическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Причины отклонений в речевом развитии детей
дошкольного возраста
Кукарина Л.Б., учитель – логопед