МКДОУ Детский сад «Родничок»

  Речь - это сложный психический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. При нормальном развитии, к 5-6 годам ребенок полностью овладевает всеми речевыми навыками. Если этого не произошло, то следует говорить о развитии у ребенка речевых нарушений. Причем, эти нарушения уже не являются просто возрастными. Это означает, что на каком-то этапе развития возникли причины, которые помешали ребенку освоить необходимые речевые навыки. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие  головного мозга, ответственное за речевые функции.

Здесь нужно учитывать, когда, в какой период произошли нарушения. Чем раньше произошло поражение, тем серьезнее и тяжелее будут нарушения.

   К сожалению, год от года увеличивается количество детей с дефектами речи. Каковы же причины речевых нарушений у детей?

Причины могут возникнуть уже во время беременности матери. А именно,

*если мать заболела краснухой, корью, гриппом, ОРВИ, скарлатиной.

Любое, даже самое безобидное лекарство оказывает влияние на плод.

* если были токсикозы, не зависимо от срока беременности

* если была угроза прерывания беременности

* внутриутробная гипоксия - кислородное голодание плода

* аллергия матери

* недоношенность и переношенность плода

* если резус-конфликт матери и плода (у матери отрицательный резус, у ребенка положительный). В данном случае организм матери воспринимает плод как чужеродный объект, который нужно нейтрализовать, и вырабатывает для борьбы с ним антитела, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи.   

 *ушибы, травмы матери во время беременности, поскольку падение может привести к травматизации плода (внутричерепным кровоизлияниям).

* если у матери имеется заболевания, которые передаются по наследству (сахарный диабет, заболевание почек, печени)

Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы.

* употребление матерью лекарств, наркотиков, курение, алкоголь. 

*плохая экология

* беременность, возникшая до 18 лет или после 40

Причины речевых нарушений могут быть во время родов.

Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасным для него является асфиксия(кислородное голодание головного мозга во время родов- обвитие пуповиной);

 родовые травмы (повреждение головного и спинного мозга; порезы рук, диафрагмы; рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой; переломы костей, вывихи);

если проводилось кесарево сечение;

применялись щипцы для появления ребенка;

роды  были затяжные или стремительные;

 если плод крупный или если масса тела менее 1500г. (ребенок проходит ряд реанимационных мероприятий);

 ребенок может родиться с ненормальным строением речевого аппарата (заячья губа, волчья пасть, неправильный прикус)

  Первые годы очень значимы в жизни и развитии ребенка. Поэтому нужно опасаться: черепно-мозговых травм, заболеваний: менингит, гепатит, энцефалит; постоянных простудных заболеваний; снижения слуха; лечение ребенка токсическими медикаментами.

Нужно здесь же отметить социальные факторы, влияющие на развитие речи ребенка. Ограничение в общении, особенно с мамой, может стать причиной речевых нарушений у ребенка.

Причинами могут быть конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, педагогическая запущенность. Сюсюкание с ребенком, выражающееся в подлаживание взрослых под детскую речь. Говоря «детским» языком с малышом взрослые лишают его правильного образца речи. Двуязычие, когда в семье общаются на двух языках. Причиной может быть длительное сосание соски, пальца. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения могут быть и у ребенка (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи).

Все перечисленные причины могут привести к нарушениям в развитии речи. 

Однако, говоря об этом, необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в сотрудничестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: