Виды социальных общностей

ЗАНЯТИЕ 28

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ.

Цель: рассмотреть основы формирования и классификацию социальных групп. Охарактеризовать понятие социальная мобильность и рассмотреть виды мобильности.

План.

  1. социальные группы общества
  2. социальная стратификация.
  3. социальная мобильность.
  4. задание.

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности

- Сходство условий жизнедеятельности.

- Общность потребностей.

- Наличие совместной деятельности.

- Формирование собственной культуры.

- Социальная идентификация членов общности, их само­причисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообра­зием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

- по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

- по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

- по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных об­разований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «ква­зигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальны­ми агрегациями». Для них характерна непрочность взаимо­связей между контактирующими людьми.

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажи­ры в автобусе).

Виды социальных общностей

- Классовые общности и слои.

- Исторические формы общности.

- Социально-демографические общности.

- Корпоративные общности.

- Этнические и территориальные общности.

- Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Социальные группы — это

- устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Появление социальных групп, во-первых, связано с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Виды социальных групп:

 

Основа класси­фикации Наиме­нование группы Ее сущность Примеры социальных групп
Числен­ность Малая группа Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 че­ловек), которые хоро­шо знают друг друга, заняты каким-либо об­щим делом и находятся в прямых взаимоотно­шениях между собой. Характерны общие це­ли, задачи деятельнос­ти, психологические и поведенческие особен­ности. Представляет собой эле­ментарную ячейку общества Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.
  Боль­шая группа Многочисленная сово­купность людей, зани­мающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы Нация, класс, страта и др.

Факт сущест­вования

Номи­нальная группа (соци­альная кате­гория) Искусственно сконст­руированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения Пассажиры при­городных поез­дов, покупатели стирального по­рошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.
Реаль­ная группа Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные приз­наки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организа­ции и регулиро­вания взаимо­действия

Фор­мальная (офици­альная) группа Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций Школьный класс, футболь­ная команда «Спартак» и др.
Нефор­мальная (неофи­циаль­ная) группа Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов ее участни­ков, которые могут со­впадать или расходить­ся с целями официаль­ных организаций Поэтический кружок, клуб любителей бар­довской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

 

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.

Квазигруппа — это

- малоустойчивая неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

- аудитория — объединение людей во главе с коммуни­катором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-при­ем информации непосредственно или с помощью технических средств;

- фан-группа — объединение людей на основе фанатич­ной приверженности спортивной команде, рок-группе или ре­лигиозному культу;

- толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: