Урок68. Тема: Выполнение ремонта разъемных и неразъемных неподвижных соединений и контроль его качества

Группа 1МО.

1. Подготовить конспект по представленным материалам:

2. Письменно ответить на вопросы:

- Какие соединения относятся к неразъемных неподвижным?

- Как производится ремонт сварных соединений?

- Как производится ремонт клеевых соединений?

- Как производится ремонт соединений с натягом?

 

Неподвижные соединения подразделяются на разъемные и неразъемные. К разъемным относятся резьбовые, шпоночные, шлицевые и конусные, к неразъемным - сварные, клепаные, развальцованные, выполненные с применением клея, а также прессовые посадки с гарантированным натягом.

Резьбовые соединения. В резьбовых соединениях наиболее часто встречаются следующие виды износа: износ резьбы при наличии частых колебаний, соединенных деталей или при частом отвертывании; смятие рабочих поверхностей резьбы под дейст­вием рабочих нагрузок или усилий затяжки; удлинение стержня болта с изменением шага резьбы под действием осевых рабочих нагрузок или усилий затяжки; износ граней болтов и гаек вследствие применения ключей несоответствующих размеров или разработанных; износ или смятие простых шайб и поломка или ослабление пружинных шайб.

Болты, винты и гайки ремонтируют в том случае, если они имеют небольшие, легко устраняемые повреждения или специальную форму и размеры. В других случаях их заменяют новыми.

При соединении крупных деталей с помощью винтов или шпилек ремонтируют только отверстия, а шпильки и винты заменяют новыми.

Сорванные шпильки удаляют способами, показанными на рис. 12.4. Если позволяют условия, шпильку высверливают, по­сле чего нарезают резьбу большего размера. Восстановить со­рванную или изношенную резьбу в мелких отверстиях, как пра­вило, не удается. В таких случаях рассверливают отверстие с со­рванной резьбой под резьбу указанного в ГОСТе большего диа­метра и нарезают новую резьбу, а шпильки, болты или винты ис­пользуют новые с резьбой, соответствующей увеличенному размеру отверстия. В этом случае шпильки делают ступенчатыми - с резьбой большего диаметра для завертывания в корпусе и с прежней резьбой для завертывания гайки.

 

Рис. 12.4. Виды ремонта резьбовых соединений:

А - ступенчатые шпильки; б - сменные резьбовые втулки под винты в сквозных отверстиях; в - восстановление резьбы в глухих отверстиях; г - способы удаления сорванных шпилек

Часто для увеличения срока службы сложных деталей отверстия с изношенной резьбой можно рассверлить и поставить резьбовые сменные втулки с внутренней резьбой прежнего размера. Наружный диаметр втулки выбирают с таким расчетом, чтобы оставшаяся после нарезания внутренней резьбы толщина стенок была не менее 3 мм. Для надежного закрепления втулки делают с буртиками на одном конце, а для предупреждения прокручивания их в корпусе ставят стопоры. Но чаще всего втулку с вновь нарезанной внутренней резьбой запрессовывают в основную деталь и дополнительно крепят дуговой электросваркой.

На деталях сложной конфигурации больших размеров наружную резьбу восстанавливают, снимая изношенную резьбу на токарном станке с последующим напрессовыванием бандажа, на котором нарезают резьбу. Бандаж к детали крепят при помощи электросварки или винта.

Поврежденные шайбы всех типов не ремонтируют, а заменяют новыми.

Шпоночные соединения. В шпоночных соединениях наиболее часто встречаются следующие виды износа: повреждение рабочих поверхностей и граней; срез шпонок под действием сверхдопустимых крутящих моментов, смятие и выкрашивание рабочих поверхностей шпоночных канавок; износ шпоночных канавок по длине в соединениях со скользящей шпонкой.

Шпонки, поврежденные в процессе эксплуатации машин (изогнуты, со смятыми углами, поверхностями, со слабой посадкой), заменяют новыми.

Шпоночные канавки восстанавливают наплавлением металла на изношенную поверхность с последующей обработкой на станках или расширением и углублением шпоночной канавки с по­следующим изготовлением новой шпонки.

Расширяют и углубляют шпоночные канавки в том случае, когда износы достигают 0,1-0,15 мм. Шпоночные канавки расширяют на 15-20% первоначальной величины. При износе грани, равном 2-3 мм, на них наплавляют металл. При большем износе шпоночную канавку заплавляют металлом и делают ее на новом месте. В последнем случае, исходя из условия прочности, необходимо учитывать возможность ослабления сечения изготовле­нием еще одной канавки. Новые канавки располагают относительно старых под углом 90, 135 или 180°.

Если шпоночные канавки вала и отверстия в результате вос­становления будут различной ширины, то применяют ступенчатые шпонки, специально изготовленные по размерам восстановленных канавок. При этом ступени шпонки изготовляют симметрично.

Шлицевые соединения. В шлицевых соединениях наиболее часто встречаются следующие виды износа: износ рабочих поверхностей шлицев от перемещения ступицы по валу при сколь­зящих шлицевых соединениях; смятие рабочих поверхностей шлицев в результате действующих на соединение сверхдопустимых крутящих моментов; выкрашивание рабочих поверхностей шлицев под действием динамических нагрузок; поломка отдель­ных зубьев шлица.

Ремонт шлицевых соединений заключается в наплавлении металла на изношенные поверхности с последующей механиче­ской обработкой в соответствии с размерами и расположением шлицев на сопрягаемой детали. Шлицы ремонтируют также путем раздачи, когда шлицевое соединение центрируют по внутреннему диаметру. Перед раздачей шлицев, которую производят вначале при помощи зубила и затем чеканки, шлицевой вал отжигают, если он закален. Каждый шлиц раздают в продольном направлении с последующей механической обработкой (рис. 12.5, а). После раздачи канавки на шлицах заваривают электросваркой, вал дополнительно отжигают, рихтуют, шлицы обрабатывают под нормальный размер и термообрабатывают (рис. 12.5, б).

Рис. 12.5. Ремонт шлицевых соединений: а - канавка, полученная раздачей; б - механическая обработка шлица

В отверстиях шлицы восстанавливают строганием, долблением или протягиванием. При этом увеличивают размер шлицев на валу. Шлицевые соединения ремонтируют только у трудоемких в изготовлении деталей, а в остальных случаях заменяют новыми.

Заклепочные соединения. В заклепочных соединениях наиболее часто встречаются следующие виды износа: ослабление заклепок, погнутость стержней заклепки, срез головки, повреждение заклепочных отверстий.

Перечисленные дефекты в заклепочных соединениях обнаруживают осмотром и простукиванием (при простукивании звук должен быть чистым). Дребезжащий или глухой звук указывает на ослабление заклепок. Для проверки плотности заклепочного шва в герметических соединениях проводят гидравлические испытания.

Для удаления поврежденных заклепок необходимо разрубить головки зубилом на части, срубить их и выбить заклепку из отверстия.

После удаления заклепки отверстия с повреждением и трещинами или несовпадающие отверстия рассверливают, после чего их обрабатывают разверткой. В полученные отверстия ставят заклепки увеличенного размера и добиваются плотного прилегания склепываемых деталей друг к другу при помощи стяжки. Затем закладную головку плотно прижимают к металлу, а выступающий стержень нагревают (ацетилено-кислородным пламенем) и расклепывают. Расклепанным головкам придают правильную форму при помощи обжимки.

Сварные и паяные соединения. Поврежденные сварные и паяные соединения исправляют с помощью сварки и пайкой. Перед этим старую сварку из дефектных мест удаляют с помощью электроинструмента, а припой со спаянных швов - шабером. Сварку и припой необходимо удалять на 10-15 мм дальше видимых трещин.

Отремонтированные сварные соединения не должны иметь непроваренных, подрезанных, пористых швов и швов, имеющих шлаковые включения.

 

Отчет о выполнении задания высылать на мою электронную почту. Моя электронная почтаaai.7@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: