Места пребывания душ за гробом

 

Все высокие умы древности – например, Платон, Сократ и другие, – сознавая и предчувствуя свое бессмертие в загробной жизни, при всех усилиях ума выяснить обстоятельства загробной жизни, однако не могли. Само собой разумеется, что на низших и древнейших ступенях развития человек еще не знал, куда поместить души умерших и, по его представлению, о каковом мы судим по верованиям современных дикарей, эти души в неопределенной, воздухообразной форме блуждали около своих покинутых жилищ.

Мало‑помалу мысль и воображение создавали более или менее определенные места для жилища отошедших душ, которые носят обобщенные названия: страны, поля душ, острова блаженных и т. д. Далее, из осознания различий добра и зла, справедливости и воздаяния за то и другое, эти места обыкновенно разделялись на две области, типический характер которых имеет более или менее отдаленное сходство с представлениями о рае и аде.

Бог вездесущ, однако есть особенное место присутствия Его, где Он является во всей Своей славе и вечно пребывает с избранными Своими, по словам Иисуса Христа: «где Я, там и слуга Мой будет»[28]. Верно и обратное: кто не был слугою истинного Бога, тот не будет за гробом с Богом, а потому для такового требуется и особенное загробное место во вселенной. Здесь начало учения о двух загробных состояниях: награды и наказания.

В таинстве смерти душа, отделившись от тела, живет и чувствует. Она переходит в страну ей однородных существ, в страну существ духовных, в царство Ангелов. И, в зависимости от характера земной жизни, присоединяется или к Ангелам добрым, в Царстве Небесном, или к ангелам злым – в аду. Эту истину засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос. Благоразумный разбойник и нищий Лазарь тотчас после смерти были помещены в раю; а богатый тотчас был взят в ад. «Мы веруем, – так провозглашают Восточные Патриархи в своем Исповедании Православной Веры» (член 18), – что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жили добродетельно или порочно».

Внимательное рассмотрение слова Божьего открывает нам, что за гробом для отошедших душ условия неодинаковы. Глава 3 книги Премудрости Соломона излагает учение о двойственном загробном состоянии: 1) блаженства – состояние праведных и 2) наказания – состояние нечестивых и грешников. Вообще, от 3‑й до 5‑й главы включительно излагается учение о загробной жизни: о покое праведников и самоукоренении нечестивых – грешников.

Эти два состояния праведников и грешников, а соответственно, и места пребывания их – по различию их свойств носят и разные наименования. Первое состояние спасенных, а также места их пребывания, называются в слове Божьем разными именами: Царством Небесным (Мф. 8, 11), Царством Божиим (Лк. 13: 20, 29; 1 Кор. 15, 50), раем (Лк. 23, 43), домом Отца Небесного, Чертогом Небесным, как поет Святая Церковь: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный». Состояние же отверженных, или место их пребывания, называется геенною, в которой червь не умирает и огнь не угасает (Мф. 5: 22, 29, 30; 10, 28; 18: 8, 9; 25: 41, 46; Мк. 9: 43, 48), печью огненною, в которой плач и скрежет зубов (Мф. 13, 50), тьмою кромешною (Мф. 22, 13; 25, 30), бездною, страшною и для самых злых духов (Лк. 8, 21), тартаром, адским мраком (2 Пет. 2, 4), адом (Ис. 14, 15; Мф. 11, 23; Откр. 20: 13, 14), темницею духов (1 Пет. 3, 19), преисподнею (Флп. 2, 10; Откр. 5, 3) и кладезем бездны (Откр. 9, 2).

Это‑то загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет преимущественно состоянием смерти, или просто «смертью»; а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», или «в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя»[29], «а мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя, и в род и род возвещать хвалу Тебе»[30]. Следовательно, понятия «смерть и мертвец» относятся к загробной жизни и преимущественно к состоянию осужденному, геенскому, ибо смерть есть удаление от Бога, от Царства Небесного – короче, лишение истинной жизни, блаженства.

 

Монах Митрофан (Алексеев В.Н.). Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти. – СПб, 1897.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: