Воспитательная роль культуры на войне

 

Е.А. Валяева

директор библиотеки

 

Культура – это отрасль национальной и общегосударственной экономики, в определённой степени это идеологический полигон, это коды и пароли, которые рекомендуют человеку то или иное поведение с присущими им манерами, мыслями, требованиями и переживаниями.

До войны, впрочем, как и после окончания войны, идеологическое давление на культуру было очень сильным. Культура выполняла воспитательную, образовательную и пропагандистскую функцию, формировала патриотические взгляды и отношение к государству.

И, естественно, с первых дней войны все достижения культуры были поставлены на службу победе, защите Отечества. Фронту помогали деятели культуры всех направлений: работники клубов и библиотек, музеев и театров, художники и писатели, артисты и музыканты, певцы и танцоры, скульпторы и кинематографисты. Многие работники культуры уходили на фронт или вынуждены были менять место работы. Вместе с тем, в эти тяжёлые годы, правительство страны потребовало не сокращать, а расширять деятельность учреждения культуры. И это повлияло на просветительскую работу. Проводились лекции, доклады, концерты, спектакли больше, чем в 1941 году. Даже продолжались смотры художественной самодеятельности.

Добровольцами на фронт уходили музыканты и танцоры, писатели и поэты, артисты и художники, библиотекари и музейные работники. Они сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

Оставшиеся в тылу работники культуры и искусства продолжали работать в сложных условиях. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы идеологическое давление изменило направление с марксистско-ленинской идеологии на тему защиты Отечества.

Великая Отечественная война стала самой героической и трагической страницей нашей истории. Все достижения отечественной культуры были поставлены на службу Родине, защиту её от захватчиков и достижение победы над врагом любой ценой.

Военное время потребовало перестройки всей системы учреждений культуры, форм, методов и содержания их работы. Возросла роль более массовых, оперативных, мобильных и доступных форм работы культуры через радио, кино, плакаты, создание агитбригад.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты О. Бергольц, Н. Тихонов. В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений ХХ века – седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осаждённом фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершён в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве.

На фронтах Великой Отечественной войны сражались тысячи представителей культуры – писатели, поэты, артисты, художники, музыканты, кинематографисты. Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (В. Василевская, А. Гайдар, Б. Горбатов, Б. Полевой, К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский, А. Фадеев, М. Шолохов). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбёжек.

В годы войны появились произведения советских писателей и поэтов, ставшие популярными в народе: повести М.А. Шолохова «Наука ненависти» и главы романа «Они сражались за Родину», поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», стихи М.В. Исаковского, М.А. Светлова, К.М. Симонова, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и других.

Жанр советской песни в годы Великой Отечественной войны стал истинно народным. По кровавым дорогам войны песни шли вместе с солдатами, вместе с ними они возвращались домой. В Великой Отечественной войне песне была уготована особая роль – она должна была поднимать боевой дух солдат и тыла. Многие песни военных лет вошли в золотой фонд советской культуры, среди них «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова), «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьёва-Седова), «Соловьи» (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьёва-Седова), «Тёмная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского), «Эх, дороги» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова) и другие. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова «Священная война». Песни призывали к победе, утешали в потерях и возвращали веру в завтрашний день. Маршал Советского Союза, Иван Христофорович Баграмян так писал о значимости песен: «Я вспоминаю сорок первый, сорок второй…самые тяжёлые для нас годы. Я обратил внимание на нечто невероятное…в то время было написано очень много песен. Это были хорошие песни: о любви к Отчизне, о ненависти к врагу, о героизме, смелости и воинской дружбе, обо всём, что помогло выжить в то страшное время… Эти песни вели людей на кровавую битву с врагом, которого следует уничтожить, чтобы защитить Родину, ради будущего наших детей, счастья и цивилизованного мира. Песня всегда достигала своей благородной цели, через мелодию и слова нам было гораздо легче выражать свои чувства».

Во многих театрах страны шли пьесы А.Е. Корнейчука «Фронт», Л.М. Леонова «Нашествие», К.М. Симонова «Русские люди», собирая переполненные залы.

Кинематографисты перед войной создали фильмы «Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн), «Суворов» (Всеволод Пудовкин), «Щорс» (Александр Довженко). В начале войны эти фильмы вернулись к зрителю и с успехом вдохновляли людей в справедливой борьбе с врагом, самоотверженном труде в тылу, вселяли веру в победу.

Во время войны продолжали снимать фильмы. Фильмы про войну, про подвиги, про любовь, про мирную жизнь, снимали сказки, снимали комедии, рисовали мультфильмы. Вкладывали в эти фильмы много чувств и надежд, делали это с душой и на совесть — это поистине великолепное кино, которое мы с удовольствием смотрим и по сей день. Вот эти фильмы – «Два бойца», «Свадьба», «Сердца четырёх», «Жди меня», «Машенька», «Кащей Бессмертный», «Великий перелом», «Актриса», «Жила была девочка», «В 6 часов вечера после войны», «Парень из нашего города», «Радуга», «Бармалей», «В кукольной стране», «Лгунишка», «Муха-Цокотуха», «Слон и Моська», «Поп и коза» и другие.

Велик вклад в историческую летопись войны кинематографистов-документалистов, оставивших потомкам тысячи километров бесценного материала киноплёнок с полей сражений. Студия документальных фильмов сразу же включилась в войну: было создано много фронтовых групп, фронтовых операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли во время съёмок. Подлинная хроника войны – это кровь и многие жизни.

Для поддержания морального духа воинов организовывались фронтовые бригады артистов, писателей, музыкантов, действовали фронтовые театры. Артисты выступали на призывных пунктах, в госпиталях, на предприятиях, непосредственно на передовой. Не было ни одной части, где бы ни побывали артисты. Членами различных агитбригад были танцор Борис Сичкин (Буба Касторский из «Неуловимых мстителей»), Ефим Березин и Юрий Тимошенко (Тарапунька и Штепсель), Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Иван Козловский, Нина Сазонова, Игорь Ильинский, Николай Трофимов, Михаил Глузский, Александр Граве и много-много других уже известных и начинающих артистов.

Сочинялись и исполнялись злободневные частушки

Антифашистская сатира была популярным жанром и на сцене, и в печати, и в плакатах. Проводили стационарные и передвижные выставки живописных и графических работ, сатирических плакатов, оформляли наглядной агитацией тыловые и фронтовые агитпоезда, выезжавшие для бойцов Красной армии.

Прослеживаются два этапа в развитии плаката. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярным был плакат М.И. Тоидзе «Родина-мать зовёт» (1941). На нём изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом, народным юмором.

 

Деятельность музеев в годы войны – трагическая и яркая страница истории музейного дела. Государство и местные органы власти предприняли значительные усилия по сохранению культурных ценностей, прежде всего собраний центральных художественных музеев. Но все эти меры оказались бы нереализованными без профессионального и поистине героического труда музейных работников. Именно они охраняли тайники с музейными коллекциями на оккупированной территории, вывозили музейные ценности в глубокий тыл, спасали хранилища от зажигательных снарядов, сохраняли музейные и частные коллекции в блокадном Ленинграде.

Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определения формы своей деятельности в экстремальных условиях.

Музеи, продолжавшие работу, развернули активную выставочную деятельность, проводили лекции, беседы, устраивали кружки по изучению войны, краеведческие кружки. На местах эвакуации музеи занимались тем же. Были предприняты огромные усилия по развитию краеведения в стране, и музеям было предписано возглавить эту работу. Работники музеев занимались исследованиями местных природных ресурсов и выявлением съедобных растений, сбором лекарственных растений. Научно-исследовательская работа музеев не прекращалась всю войну.

Великая Отечественная война – время суровых испытаний для всей страны и всего нашего народа.

Библиотеки вложили свой труд в общее дело победы – в тяжёлых условиях военного времени тысячи библиотекарей показали пример героического самоотверженного труда. Многие библиотеки оказывались оставленными среди развалин. Книги гибли от огня, воды и ненастья, а библиотекари собирали и спасали эти книжные богатства.

Библиотекарей называли «бойцами культурного фронта». Если не бойцами, как назвать тех, кто смог спрятать от фашистской армии книжные сокровища своих библиотек? Фашистов очень пугала советская литература.

Особое мужество проявили сотрудники библиотек г. Ленинграда во время блокады. Одной из задач было сохранить книжные фонды, и все сотрудники библиотеки, независимо от возраста, здоровья, занимаемой должности участвовали в этой работе. Другой задачей было, как и сейчас, предоставление информации – обслуживание читателей осуществлялось даже в лютый мороз, в отсутствии света.

Библиотекари, с вещмешком за спиной, пробирались с книгами, заказанными бойцами, на фронт. На передовой или на отдалённых участках фронта, создавали дивизионные, полковые и даже ротные библиотеки, в перерывах между боями проводили политинформации, читали вслух уставшим бойцам.

Московское метро оказалось лучшим в мире гигантским бомбоубежищем, где также работали библиотеки. Здесь можно было почитать книги по истории и свежие газеты.

В годы войны вошли в жизнь понятия «книжный голод» и «книжный паёк», которые приравняли книгу к строго нормированным продуктам — хлебу, соли, мылу. «Книжные пайки» были разные и составлялись для разных групп населения. Занимались этим библиотекари.

Библиотекари шли в народ «с громкими читками» книг и газет. С книжками-самоделками из газетных вырезок стихов и самых ярких статей. Шли в семьи ушедших на фронт, в госпитали, в рабочие общежития. Агитировали молодёжь за учёбу в вечерней школе.

А ещё сотрудники библиотек сдавали деньги в фонд обороны, работали на дровозаготовках, в госпиталях, тушили зажигательные снаряды, и, даже, кормили своими скудными пайками и поили горячим чаем читателей. В годы массового ратного подвига на войне, работникам библиотек, как и всем работникам тыла, и в голову не приходило считать свою работу героизмом.

Библиотекари мужественно трудились, стараясь, как могли, помогать фронту, несли людям душевное тепло и просвещение, что было необходимо, как вера и надежда, в тяжёлое военное время.

 

Война нанесла колоссальный моральный и материальный ущерб советскому народу и государству. Погибли миллионы наших соотечественников, десяткам миллионов людей были искалечены судьбы и здоровье. Были разрушены сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Погибло бесчисленное множество памятников культуры.

Деятели всех направлений отечественной культуры отдавали свой талант, труд и энергию достижению победы над врагом. Победа явилась сплавом военного, экономического потенциала нашего государства и духовной силы народа. Победа в Великой Отечественной войне была не только военной и экономической, но и духовно-нравственной победой над врагом.

Культура создала много видов творческого оружия – пламенная призывная публицистика, задушевная лирика песен и стихов, едкая сатира, большие формы лирической и лирико-эпической поэзии и прозы. Именно благодаря богатому литературному наследству сейчас мы можем прикоснуться к духу того времени, понять чувства героев книг, ощутить прилив патриотизма, осознать насколько страшной была эта война и каковы её последствия. Но, несмотря на все беды, павшие на плечи советского народа, он выстоял. И, несомненно, ему помогали работники культуры, вселяя надежду на новый день и веру в будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: