Понятие и задачи логистики электронной коммерции. Развитие электронной коммерции в Беларуси

ЛОГИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Учебно-методические рекомендации

по учебной дисциплине для специальности

1-26 81 04 «Управление логистическими системами»

 

 

Витебск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Краткий лекционный курс 3
2. Итоговый тест 24
3. Вопросы для подготовки к зачету/экзамену по курсу 31
4. Кейсы для управляемой самостоятельной работы (УСР) 32
5. Глоссарий  
6. Учебно-методические материалы по дисциплине  

 

 

Составил: зав. каф. логистики и менеджмента к.т.н., доц. Е. Г. Замостоцкий



КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В БЕЛАРУСИ

Электронная коммерция (e-commerce) на сегодняшний день считается одним из самых перспективных направлений биз­неса. Эффективность электронной коммерции существенно зависит от того, насколько хорошо в компании нала­жены логистические процессы, их инфор­мационное обеспечение, а также доставка заказа клиенту. Именно эффективная логистика в большинстве своем является камнем преткновения для большинства интернет-ритейлеров. Основатель одного из крупнейших в мире онлайн-магазинов «Alibaba», Джек Ма в своем выступлении на Петербургском меж­дународном экономическом форуме в 2015 г., назвал логистику основной проблемой и препятствием для развития электронной коммерции.

Логистика электронной коммерции – это управление комплексом операций с момента оформления заказа до его доставки покупателю с целью оптимизации затрат.

Основная цель логистики электронной коммерции заключается в оптимизации затрат на прием товаров, хранение, комплектацию и упаковку поступивших заказов, их отгрузку на доставку и саму доставку, ответственное хранение и работу с возвратами.

К основным задачам логистики электронной коммерции относятся:

-управление взаимоотношениями с поставщиками, организация закупочной деятельности;

-организация складского хранения, включая отбор, комплектацию и упаковку товаров;

-организация доставки товаров клиентам;

-управление возвратными потоками;

-оценка эффективности электронной коммерции  по ключевым показателям эффективности (KPI);

-автоматизация логистики электронной коммерции.

Каковы принципиальные отличия логистики при торговле в Ин­тернете и в обычных торговых сетях? Первое отличие – это объемы доставки. Доставка из распределительного центра в магазин – это оптовая перевозка больших объемов груза из пункта «А» в пункт «Б». В интернет-торговле же доставка всегда роз­ничная – покупатель заказывает одно, или два, или три наи­менования в количестве 1–2 штуки каждое. Иногда заказ в интернет-магазине помещается в маленькую коробочку размером с пакет молока.

Второе отличие – количество клиентов (то есть пунктов «Б»). В случае с обычной торговой сетью количество и местораспо­ложение магазинов всегда известно, оно постоянно и мало изменчиво, или же процесс изменений прогнозируемый. В случае же интернет-магазина пунктов «Б» – бесконечное множество. Учитывая вышесказанное, организация доставки в обычной торговой сети и в интернет-магазине – это две абсолютно разные задачи. Хотя пути и инструменты для их решения одинаковы.

Покупки через интернет стали попу­лярны в связи с тенденцией дефицита вре­мени, загруженности транспортных систем и т.д. Намного проще заниматься шопин­гом из дома, имея при этом возможность моментального сравнения цен. Когда по­купатель осуществляет покупку через ин­тернет, это говорит о том, что он экономит свое время, но с другой стороны рискует получить товар, который может не со­ответствовать его ожиданиям. Для мини­мизации этого риска и полного удовлетво­рения клиента качество услуг на каждом этапе сделки должно быть соответствен­ным.

По данным статистики, ежемесячно количество пользователей ин­тернета в Китае увеличивается примерно на 6 млн человек и в 2015 г. достигло 780 млн. 5 лет назад китайцы обеспечивали 1/3 потреби­тельской онлайн-аудитории мира (140 млн клиентов электронной тор­говли), а сейчас уже 2/3 (520 млн). За то же время в США количество онлайн-покупателей выросло с тех же 140 млн человек до 200 млн. Согласно прогнозам, к 2020 г. обороты электронной коммерции в Ки­тае достигнут 50 трлн юаней. Результат 2015 года – 16,39 трлн юаней. Сегодня 57% китайских интернет-пользователей покупают в режиме онлайн: одежду, 41% – электронику, 59% – авиабилеты, 53% – бронируют с помощью интернета номера в гостиницах. В Евросоюзе показатели гораздо скромнее – 25-34% по всем упомя­нутым позициям.

Что касается Беларуси, то рынок e-commerce может совершить революцию в розничных продажах в ближайшие несколько лет. Уже сегодня в Беларуси есть все необходимые технологии для того, чтобы полностью обеспечить запросы как продавцов, так и покупателей в сфере электронной коммерции. Рынок e-commerce – один из самых быстрорастущих в стране. Рынок e-commerce – один из самых быстрорастущих в стране. Около 3 миллионов человек совершают покупки в интернете. Ежегодно рынок e-commerce в Беларуси прирастает на 15-20%. В 2015 году ощутимый толчок ему дал «Евроопт», организовав возможность приобретения продуктов через интернет. Новая услуга крупнейшего розничного продавца в Беларуси очень быстро стала популярной, и он ее расширил на областные центры. Драйверами рынка e-commerce в Беларуси остаются две группы товаров – одежда и обувь, а также бытовая техника, электроника и компьютеры. Прогнозируется, что в ближайшем будущем рост продемонстрируют такие сегменты, как еда и напитки, а также автомобильные запчасти.

Однако, ждать полной e-коммерциализации Беларуси в ближайшее время не стоит – всегда будет много людей, желающих потрогать товар своими руками перед покупкой, увидеть его собственными глазами, просто любящих шоппинг. В ближайшие лет пятьдесят оффлайн-торговле ничего не угрожает и торговые центры не опустеют. Для тех, кто предпочитает совершать покупки, сидя в уютном кресле дома, скоро наступит настоящий рай – они смогут приобрести практически любой товар или услугу, за исключением запрещенных законом.

Рост e-commerce влечет за собой также быстрое развитие индустрии интернет-платежей. Чаще всего в Беларуси при покупке товаров в интернете, оплата осуществляется наличными курьеру. Лишь 17% покупателей расплачиваются карточкой непосредственно на сайте продавца. Во всем мире широко используется процедура наложенного платежа, когда заказчик товара оплачивает его при получении. За рубежом компания, торгующая через интернет, поручает курьерской фирме забрать деньги за доставленный заказ и перечислить их на счет продавца. В Беларуси такой вариант не возможен, наложенный платеж могут использовать только те компании, которые имеют почтовую лицензию («Белпочта»), что сдерживает развитие отечественного фулфилмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: