дение. Благодаря СМИ можно встретить не только конкретные объявленияо приеме на работу, но и различные статьи, интервью и обзоры о новом или расширяющемся бизнесе, в которых могут содержаться полезные для со-искателя сведения. Эту информацию следует правильно классифицировать.
Существует два способа поиска работы с помощью СМИ.
Первый – просмотр объявлений о вакансиях. В качестве средства свя-зи с работодателем в этих объявлениях обычно предлагается телефон, факс или электронная почта. Залогом успеха во многом служит оперативность реагирования со стороны соискателя, потому что представляющие интерес вакансии занимаются очень быстро.
Второй – размещение своего объявления о поиске работы. Для дос-тижения успеха в этом случае необходимо грамотно составить объявление: рекомендуется кратко охарактеризовать уровень образования, опыт рабо-ты, дополнительные умения и навыки, имеющие значение для осуществ-ления профессиональной деятельности соискателя.
|
|
Поиск места работы с использованием СМИ предполагает обращение сразу ко многим источникам информации: чем больше просмотрено реклам-ных и информационных объявлений, различных статей, тем более обширная информация о рынке труда и возможностях трудоустройства будет получена.
39
Есть общеизвестные газеты, публикующие информацию о вакансиях
и соискателях работы. Среди них в Екатеринбурге необходимо назвать сле-дующие: «Работа для Вас», «Вакансия от А до Я», «Экспресс-Работа», «Ра-бота Град», «Есть РАБОТА!», «Быстрый курьер», «Свежие объявления» и др.
Читать специализированные газеты – универсальный способ поиска работы. В каждом номере публикуется несколько тысяч объявлений о ва-кансиях, однако следует помнить, что никакой ответственности за содер-жание этих объявлений газеты не несут. Всю информацию соискателю сле-дует тщательно проверять.
Кроме просмотра объявлений о вакансиях и размещения минирезюме газеты дают соискателю следующие возможности:
● находить информацию по повышению квалификации или пере-обучению;
● читать статьи-консультации квалифицированных экспертов по во-просам поиска работы;
● получать разнообразную справочную информацию.
При работе с различными СМИ в ходе поиска работы специалисты в об-ласти трудоустройства считают полезным следование следующим принципам:
● «широкий охват» – изучение как можно большего количества газет, журналов, радио и телепередач;
● «выделение фактов» – отделение фактов от журналистского коммен-тария и эмоциональных оценок этих фактов;
|
|
● «анализ фактов» – определение того, чем полученная информация мо-жет помочь соискателю лично;
● «уточнение и проверка» – сбор дополнительной информации по ин-
тересующей теме с помощью телефонных звонков, личных посещений и раз-говоров с компетентными людьми1.
Если вопрос поиска новой работы стоит достаточно остро, то следует покупать и перерабатывать газеты регулярно. Лучше начать с рубрики, где представлены вакансии из интересующей сферы, а также заглянуть в руб-рики, посвященные смежным специальностям.
Для структурирования информации специалисты рекомендуют соис-кателю завести специальный блокнот для записи наиболее значимых момен-тов для дальнейших поисков и составления плана на будущее.
1 Бендюков М. А ., Соломин И. Л. Как стать профессионалом.Путеводитель по рын-
ку труда. URL: http://www.knigi1.disser.ru/books/library2/2849-23.php.
40
Соискателю следует регулярно просматривать информацию о ваканси-ях в местных СМИ и давать отклик на интересные объявления. Не надо пре-небрегать различными профессиональными газетами, в которых также могут содержаться полезные сведения о возможностях трудоустройства.
Из недостатков поиска работы посредством СМИ стоит отметить, что размещение собственных объявлений о поиске работы зачастую неэффектив-но. Иногда вслед за такими объявлениями следует шквал звонков, большей частью пустых. Это происходит в том случае, если объявление неправильно составлено и неверно сформулирована цель поиска вакансии.
Кроме того, объявления в СМИ могут содержать много ненужной ин-формации, вводящей соискателя в заблуждение. Большинство объявлений исходит не от работодателей, а от кадровых агентств и агентств по трудо-устройству. Многие из объявлений несут «завлекательный» характер, пред-лагают большие зарплаты, свободный график и низкие требования к канди-датам, обычно за такими объявлениями скрывается банальное распростране-ние различных групп товаров (сетевой маркетинг), но подобные объявления бывает сложно распознать с первого раза.
Однако, несмотря на определенные недостатки неоспоримыми преиму-ществами данного способа получения информации о вакансиях являются воз-можность найти работу без посредников, большой выбор работодателей и ак-туальность публикуемой информации.
Для того чтобы эффективно использовать данный ресурс, специалисты советуют правильно составить объявление, которое должно отвечать опре-деленным требованиям: быть кратким и содержать только выигрышную ин-формацию; данные должны помещаться в объявление только в том случае, если они выгодно демонстрируют достоинства соискателя.
Публикация собственного правильно составленного мини-резюме в га-зетах является одним из полезных способов взаимодействия с работодателем. Мини-резюме читают сотрудники служб персонала, руководители компаний, рекрутеры кадровых агентств – именно те люди, которые занимаются набо-ром персонала. Объявление должно содержать информацию о должности, на которую претендует соискатель, о полученном им образовании, опыте рабо-ты (если стаж менее года, следует написать «есть опыт работы»), навыках (знание иностранного языка, компьютерных программ, наличие водительских прав). Возраст указывать принято, но не обязательно. Если указывать зарпла-ту, то лучше называть минимальную: «з/п не менее…».
41
Преимуществом такого способа заявления о себе будет то, что ваше объявление увидит большое количество заинтересованных людей.
К недостаткам можно отнести отсутствие гарантий того, что соиска-телю позвонят и предложат что-то достойное, возрастает вероятность недоб-росовестных предложений, сетевого маркетинга.
|
|
Интернет. Трудно представить в настоящее время процесс поиска ра-боты без Интернета, который является самым оперативным и объемным ис-точником информации по любым вопросам, в том числе и по поиску работы.
В Интернете можно найти сайт любой интересующей соискателя ор-ганизации, где могут быть размещены объявления об открытии вакансий. Это может быть основной сайт компании, где нередко бывают соответствующие разделы, например: «Вакансии» или «Работа у нас», либо специально подго-товленный сайт, посвященный исключительно вопросам работы, построе-ния карьеры в определенной компании.
Преимущества такого информирования о вакансиях в том, что если потенциальный кандидат пока не очень хорошо знаком с компанией, у не-го появляется возможность познакомиться с ней поближе на сайте, прочи-тав соответствующую информацию.
Профессиональные сообщества также используют Интернет для при-влечения потенциальных кандидатов. И на сегодняшгий день едва ли не каж-дая сфера бизнеса имеет собственные объединения, клубы, сайты в Интер-нете. Несомненными преимуществами здесь являются профессиональные объединения, которые нередко одной из важных сторон своей деятельно-сти видят трудоустройство и развитие карьеры членов своего сообщества, поэтому используют объявления на сайте, рассылки и т. п. для доведения информации о кандидате на вакансию до своих коллег. Также соискателю среди членов профессиональных сообществ можно найти и рекомендателей, которые дадут ему вполне объективную характеристику.
Ресурсы Интернета не исчерпываются перечисленными, здесь суще-ствует огромное число источников информации о работе практически во всех регионах и городах России, а также странах мира. Ввиду того, что сейчас происходит бурный рост информационных возможностей Интернета в сфе-ре трудоустройства, здесь можно найти большое количество агентств, пред-лагающих различные вакансии.
Поиск в таком информационном ресурсе предполагает два варианта деятельности.
|
|
42
Первый: разместить свое резюме. Практически все ресурсы предостав-ляют возможность составления резюме в режиме онлайн. Нужно только за-полнить все заданные администратором поля – это поможет работодателю расширить параметры поиска и в результате получить наиболее полное пред-ставление о соискателе.
Второй: самостоятельно подобрать вакансии. Поиск работы на таких сайтах отличается тем, что дает широкие возможности для отбора вакансий по параметрам, важным именно для соискателя (например, сфера деятель-ности, уровень заработной платы, место расположения компании). При этом следует отметить легкость вступления в диалог с работодателем, даже если он находится в тысячах километрах от того места, где живет соискатель.
Информация о рабочих местах в Интернете очень динамична. Каждый месяц появляются новые серверы, сайты и страницы, посвященные поиску работы и трудоустройству.
Самый простой способ получения информации – воспользоваться лю-бой информационно-поисковой системой (Гугл, Яндекс и др.), задав в поис-ке слово «Работа». Система найдет адреса всех доступных на текущий день ресурсов Интернета на русском языке, посвященных поиску работы. Боль-шинство из них принадлежит коммерческим кадровым агентствам. Как пра-вило, возможности этих сайтов позволяют бесплатно просматривать инфор-мацию о вакансиях в различных странах, городах, отраслях, фирмах. Неко-торые сайты содержат конкретную информацию о вакансиях, включая на-звание должности, название компании, предлагаемый уровень заработной платы, условия труда, требования к соискателю, почтовые и электронные ад-реса, номера телефонов и факсов работодателей.
На других сайтах контактная информация о работодателе доступна только после общения с соответствующим агентством и оплаты его услуг. Кроме того, большинство сайтов, посвященных поиску работы, дают возмож-ность размещать в своих базах данных резюме соискателей, к которым в том или ином объеме имеют доступ работодатели, заинтересованные в подборе сотрудников. Как правило, доступ к информации о вакансиях и резюме соис-кателей в режиме чтения является бесплатным для всех желающих, а вот размещение информации о вакансиях со стороны работодателей и резюме со стороны соискателей на некоторых сайтах требует оплаты.
Самые известные из сайтов по поиску работы и сотрудников: rabo-ta.mail.ru; job.rambler.ru; rabota.ru; rabota66.ru; e1.ru/business/job; headhun-ter.ru; job.ru; jib.ru; job.person.ru; job.km.ru; njb.ru; vacansia.ru; alljobs.ru;
43
job-portal.ru; job-tuday.ru; job.ws; joblist.ru; jobs.ru; jobsme.ru; naim.ru; need-job.ru; rabotka.ru; resume-bank.ru; rosrabota.ru; isio.ru; zarplata.ru; jobr.ru; career.ru; rabotaonline.ru и др.
При работе с ресурсами по поиску вакансий необходимо, зайдя на сайт, зарегистрироваться и выбрать раздел для получения или размещения инфор-мации. Как правило, необходимый раздел для соискателя – это «Вакансии», где можно выбирать страну и город, в пределах которых идет поиск работы. Затем в списке предлагаемых специальностей указывается интересующая. Пос-ле этого соискатель может просмотреть список вакансий по параметрам сво-его запроса от различных организаций, набирающих персонал.
Самый эффективный способ рассказать о себе – это разместить ин-формациию в разделе «Резюме» на различных сайтах по поиску работы.
Резюме – это документ, который позволяет наиболее полно предста-вить свои способности и опыт потенциальному работодателю.
Некоторые агентства придумали весьма перспективную рубрику «Если
у вас есть работа», к ней можно обращаться, подумывая о переменах в своей жизни. Как правило, гарантируется конфиденциальность обращения, и нынеш-
ний работодатель ничего не узнает о намерениях соискателя.
Тот, кто в первый раз обращается к Интернету в поисках работы, поч-ти всегда испытывает разочарование. Результаты оказываются хуже, чем ожидалось. Причина чаще всего в том, что человек не знает, как сформу-лировать свой запрос. Самый эффективный путь составить запрос – вста-вить в него 2–3 слова, характерных для профессиональной лексики по ин-тересующей специальности. Не надо давать сложных определений или, на-оборот, слишком узких, конкретных названий своей специальности.
При соблюдении этих требований поиск работы с помощью Интерне-та становится более удобным, чем использование других ресурсов или по сравнению с первоначальным поиском благодаря новым предоставленным Интернетом возможностям.
Поиск работы с помощью Интернета отличается удобством и опера-тивностью:
● можно искать вакансии, сообщать информацию о себе и устанавли-
вать контакты с работодателем, не выходя из дома или из-за рабочего стола;
● можно искать работу и общаться с работодателем, находящимся в дру-
гом городе или даже в другой стране;
44
● информация, которую размещает соискатель, доступна для широко-го круга пользователей круглосуточно, хранится сколь угодно долго и обхо-дится дешевле, чем использование платных объявлений в других средствах массовой информации.
Кроме описанных ресурсов выпускники учебных заведений имеют воз-
можность обратиться в службу содействия трудоустройству,создаваемую
в вузах и других образовательных учреждениях, являющуюся структурнымподразделением вузов. Ее цель – содействие трудоустройству выпускников и временной трудовой занятости студентов, повышение их конкурентоспо-собности на рынке труда.
Как правило, служба содействия трудоустройству информирует:
● о вакансиях для старшекурсников и выпускников;
● вакансиях временной занятости для студентов всех курсов;
● о мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников и вре-менной занятости студентов (дни карьеры, ярмарки вакансий и др.)1.
Служба содействия трудоустройству получает информацию о вакан-сиях непосредственно от компаний и организаций, которые заинтересованы
в приеме на работу выпускников, а также от кадровых агентств, с которыми вуз сотрудничает. Вся информация о вакансиях располагается на сайте вуза, стендах, или с ней можно познакомиться непосредственно в офисе службы.
Служба содействия трудоустройства организует:
● ярмарки вакансий, дни карьеры;
● презентации компаний-работодателей;
● лекции, семинары, мастер-классы по вопросам трудоустройства;
● консультации по вопросам трудоустройства, основным требовани-ям работодателей, способам поиска работы, состоянию рынка труда и т. д.;
● психологические консультации, в которые входят составление эф-фективного резюме, самопрезентация на собеседовании, помощь в поста-новке карьерных целей, профориентация и т. д.
Ищущему работу нельзя пренебрегать и такими способами, как обра-щение к знакомым и непосредственно к работодателю.
Обращение к знакомым. Поиск работы через знакомых и родствен-ников – это достаточно распространенный и эффективный способ трудо-устройства. Многим подобный способ кажется делом простым. Но, как по-казывают наблюдения, редко кто умеет грамотно и действительно эффек-тивно его использовать.
1 Справочник карьериста – 2013: приложение к газете «Ведомости». 2012. № 10. С. 29.
45
Знакомые и родственники могут оказать неоценимую помощь не только
в поиске информации о возможностях трудоустройства, но и в самом трудо-устройстве.
Друзья, знакомые, родственники и даже случайно встреченные люди могут:
● знать о конкретных возможностях трудоустройства, существующих вакансиях;
● согласиться иметь в виду соискателя на предмет возможного трудо-устройства;
● знать кого-то, кто уходит с работы, освобождая рабочее место;
● знать о конкретных фирмах и организациях, куда стоит обратиться;
● слышать о том, что поблизости начинают работать новые фирмы или уже существующие предприятия расширяют производство1.
Знакомые могут оказаться сотрудниками организаций, интересующих соискателя. Они могут следующее:
● знать об имеющихся предполагаемых вакансиях;
● организовать встречи с потенциальным нанимателем по поводу по-лучения работы;
● сообщить нанимателю о соискателе вакансии в случае, если рабо-тодатель собирается принимать кого-то на работу;
● передать нанимателю копию резюме соискателя.
Полезными могут быть и люди, которые сами только что трудоуст-роились. Они могли недавно столкнуться с организацией или фирмой, в ко-торой есть вакансии для новых соискателей работы.
Близкие друзья и родственники могут:
● спросить у своих знакомых об известных им вакансиях;
● иметь возможность порекомендовать соискателя потенциальному ра-ботодателю и организовать их встречу.
Люди, которые имеют контакты в необходимой соискателю профес-сиональной области, могут:
● передать экземпляр резюме заинтересованному лицу;
● порекомендовать соискателя своему нанимателю и организовать их встречу.
Те, кто также занят поиском работы, могут:
● знать о вакансиях, которые их самих не заинтересовали;
1 Бендюков М. А ., Соломин И. Л. Как стать профессионалом.Путеводитель по рын-
ку труда. URL: http://www.knigi1.disser.ru/books/library2/2849.
46
● столкнуться с наличием интересующих соискателя вакансий;
● при собственном поиске работы интересоваться также работой для
других.
При обращении к знакомым и родственникам в целях поиска достой-ной работы необходимо:
● преодолеть психологический барьер (стеснение и нерешительность здесь неуместны и даже вредны);
● составить полный список тех, к кому можно обратиться за помощью (лучше составлять список в письменном виде, не надеясь на память).
Специалисты рекомендуют в поиске новой работы обращаться за по-
мощью к как можно большему количеству людей и выстраивать поиск ра-боты через знакомых определенным образом1. Для такого поиска необхо-димо составить список знакомых, друзей, родственников, которые могут по-мочь в трудоустройстве; созвониться с ними и обсудить возможности встре-чи для получения или предоставления информации. Если список длинный, то встретиться лично можно с наиболее интересными для кандидата людьми, хотя при личной встрече больше возможностей хорошо представить себя
и заручиться готовностью помочь. Желательно, чтобы разговор завершился
согласием собеседника взять резюме и договоренностью о сотрудничестве в поиске работы. Целесообразно передать сведения в виде резюме, которое может быть своеобразной памяткой на случай, если человек будет говорить о соискателе с кем-то еще, а также напоминанием об интересе соискателя.
Искусство искать работу через знакомых и родственников в том и за-ключается, чтобы ненавязчиво и неоднократно напоминать о себе возможно большему числу тех, кто согласился подумать о вашей просьбе.
Для того чтобы активно и конструктивно использовать этот источ-ник информации, необходимо общаться с максимально возможным числом людей, рассматривая это как своеобразную тренировку способностей к об-щению, которые понадобятся при собеседовании с потенциальным работо-дателем. Нужно точно знать и уметь объяснить людям свои требования к ра-боте. Это означает, что общение с рекомендателями надо предварительно планировать, четко формулируя свои просьбы и вопросы.
Непосредственное обращение к работодателю. Многие фирмы поразным соображениям не публикуют широко информацию о своих ваканси-ях, но в СМИ неоднократно могут появляться сообщения о расширении, ре-
1 Бендюков М. А ., Соломин И. Л. Как стать профессионалом.Путеводитель по рын-
ку труда. URL: http://www.knigi1.disser.ru/books/library2/2849.
47
организации или создании новых производственных структур. Это свиде-тельствует о создании новых рабочих мест и о стабильности данного пред-приятия. Реклама товаров или услуг может дать информацию о профиле фир-мы. Кроме того, если у организации есть средства на рекламу, значит орга-низация устойчивая, и в ней могут быть вакантные места. Если соискатель знает, что в той или иной фирме требуется специалист его профиля, целесо-образно использовать способ «прямого обращения».
Непосредственное обращение к работодателю реализуется через по-исковые телефонные звонки, рассылку кандидатам письменных предложе-ний себя в качестве работника, поисковые визиты.
Преимущества этого способа – значительное сокращение вероятности конкуренции. Соискатель может устроиться именно в ту конкретную орга-низацию, которая ему нужна.
К недостаткам можно отнести тот факт, что не так много шансов на-личия в организации, куда обращается кандидат, нужной вакансии (соиска-теля могут всего лишь «взять на заметку»). Также вероятность получить пря-мой отказ от работодателя психологически воспринимается тяжелее, чем от-сутствие откликов на разосланное по почте резюме.
В отношении всех источников о вакансиях можно справедливо заме-тить, что все они в совокупности и каждый в отдельности – большое под-спорье для ищущих работу. Оперативность соискателя и умение ориенти-роваться в большом объеме информации при выборе необходимого и акту-ального помогут ему добиться скорейшего успеха в поиске работы.