Ошибка « темп ». Следует отказаться от привычки говорить быстрои напористо. Нужно следить за отчетливостью речи, ставить интонацион-ные ударения.
Ошибка « голос ». Речь(голос,тембр,интонация)напрямую отражаетпсихическое и физическое состояние человека, особенно если накопилась усталость или получен предыдущий негативный опыт (например, невежли-вая и некорректная беседа, получен отказ в грубой форме и т. п.). Лучше «стереть» из голоса следы прежних разговоров: чрезмерную почтительность, обиду, раздражительность, интонацию заезженной пластинки. Надо «осве-жить» голос, добавить бодрости, вежливости, доброжелательности.
Ошибка позиции. Люди,которые занимаются поиском работы по теле-фону, как правило, впадают в две крайности. Первая: человек занимает пози-цию жертвы и школьным, робким и умоляющим голосом просит о «милости» принять его на работу. Противоположная позиция – излишне агрессивное требование получения вакансии или предложения себя на вакантную долж-ность. И та и другая позиция изначально проигрышны. Следует помнить, что «телефонный» собеседник – это партнер, который волен делать свой выбор. Поэтому разумное инициативное обращение соискателя к работодателю, в том
|
|
54
числе и по телефону, создаст у последнего благоприятное впечатление о со-беседнике и покажет ему активность и предприимчивость соискателя.
Итак, при разговоре по телефону не следует:
● произносить заученный текст на одном дыхании, затягивать разго-
вор, быть говорливым;
● использовать специальные термины и незнакомые слова;
● употреблять жаргон;
● «глотать» окончания и сокращать слова;
● жевать и курить во время разговора1.
Вопросы для самопроверки
1. Какой из этапов пассивной и активной деятельности при поиске работы наиболее ответственный и почему? Какой является наиболее тру-
доемким?
2. Какой из источников информации о вакансиях наиболее информа-
тивный? Какой в большей степени подходит выпускникам вузов?
3. В каких случаях полезен телефонный разговор для поиска работы?
4. Какие ошибки не стоит допускать при телефонном разговоре при поиске работы?
1 Мухин Л. Н ., Суднева О. Ю. Как вести себя на рынке труда.С. 24–26.
55
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
План
Резюме
● Виды резюме
● Структура резюме
● Правила оформления резюме
● Основные требования к стилю написания резюме
● Методы подачи резюме
Искусство переписки с работодателем
|
|
● Сопроводительное письмо
● Пробное письмо (prospecting letter)
● Рекомендательные письма (recommendation letters)
● Благодарственное письмо (Thank you note)
● Письма о принятии предложения или об отказе от позиции (ac-ceptance letters, withdrawal letters)
Резюме
В прошлом, поступая на новую работу, люди писали автобиографию.
В настоящее время эта форма презентации профессионального опыта по-
степенно отходит в прошлое.
Сейчас соискатели вакансий предоставляют потенциальному рабо-тодателю резюме. Технология приема на работу на базе резюме позаимст-вована из практики европейского и американского кадрового менеджмен-та. Практика составления и направления кандидатом своего резюме рабо-тодателю является в настоящее время необходимой процедурой при тру-доустройстве в любые российские компании, фирмы, организации и т. п.
Разработка резюме – это не только один из обязательных элементов современных правил этикета при трудоустройстве, но одновременно это одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда. Поэто-му правильность составления данного документа приобретает огромное зна-чение. Резюме называют визитной карточкой соискателя.
56
Согласно словарю Ожегова, резюме – «краткий вывод из сказанного, написанного»1. Если перенести это определение на процесс поиска работы, то резюме – это краткий вывод об особенностях полученного образования и профессионального опыта соискателя, позволяющих человеку претендо-вать на вакантное рабочее место и делающих его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность спо-собностей. Часто для обозначения резюме используют знак CV (от лат. Curriculum Vitae –жизненный путь).
Резюме позволяет работодателю заочно с минимальными затратами времени ознакомиться с профессиональными знаниями и навыками, лич-ными качествами соискателя, произвести первичный отбор и дать оценку соответствия требованиям вакансии, а затем принять решение о приглаше-нии соискателя на собеседование для более детального знакомства или от-клонить его кандидатуру. Если резюме содержит всю необходимую ин-формацию, которая грамотно изложена, резюме хорошо отформатировано
и отредактировано, то у кандидата есть большие шансы быть замеченным
и выбранным для интервью с работодателем.
Как правило, на просмотр резюме работодатель или его представите-ли затрачивают не более 2–3 минут. Именно поэтому для составления ре-зюме используется стандартная форма. По мнению большинства работода-телей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально пол-ной, при этом лаконично изложенной и, главное, достоверной. Резюме дает возможность продумать дополнительные, уточняющие вопросы и избавля-ет от необходимости записывать данные о кандидате.
Цель резюме – привлечь внимание к соискатедю при первом, как пра-вило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление, про-демонстрировать профпригодность потенциального сотрудника, его кон-курентоспособность и заинтересованность в работе.
Соискателю всегда нужно помнить, что отсутствие откликов на ре-зюме говорит о его непривлекательности для работодателя. Поэтому для составления хорошего резюме кандидату необходимо отбирать только ту информацию, которая имеет значение для искомого рабочего места.
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка.М., 1987.С. 551.
57
Виды резюме
По форме резюме бывают профессиональными (или универсальны-ми), хронологическими или ретроспективными, функциональными, комби-нированными (функционально-хронологическими), целевыми и академичес-кими.
|
|
Виды резюме
По мнению специалистов, чаще всего используется профессиональ-ное резюме,в котором информация о профессиональном опыте представ-ляется в блоках, раскрывающих особенности профессиональной карьеры. Эту форму резюме рекомендуют использовать тем, у кого достаточно боль-шой опыт работы в той или иной профессии для демонстрации работодате-лю своего профессионального роста и широких возможностей.
Хронологическое или ретроспективное резюме – также достаточнораспространенный вид резюме. Более всего подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же отрасли и желающим в ней продол-жать свою деятельность. Для хронологического вида резюме характерно последовательное изложение опыта работы в обратном порядке, начиная с последнего места работы или учебы.
Если человек работал только на одном месте, следует разделить тру-довой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Преимущество этого вида резюме для работодате-ля состоит в том, что он может увидеть карьерный рост соискателя, его профессионализм в нужной для себя сфере.
От данного вида резюме лучше отказаться, если последняя должность (либо все должности) соискателя не имеет отношения к искомой, либо в тру-довой биографии много «пропусков» – периодов времени, когда человек не работал.
58
Функциональное резюме. Для такого вида резюме характерно описаниеконкретных исполняемых функциональных обязанностей и полученных при этом профессиональных навыков без указания хронологии трудовой дея-тельности. Серьезными причинами составления именного функционально-го резюме могут быть следующие:
● работа по контракту сразу на несколько работодателей (например, журналистом, дизайнером, преподавателем и т. п.);
● частая смена работы;
● работа в различных местах, не отражающая логичного карьерного
роста;
● наличие длительных перерывов в работе (декретный отпуск, бо-лезнь и т. п.);
|
|
● отсутствие у соискателя какого-либо профессионального опыта (на-пример, у студентов).
Комбинированное ( функционально - хронологическое ) резюме. Данный видрезюме объединяет основные черты функционального и хронологического ре-зюме. В нем подчеркиваются профессиональные навыки и достижения соис-кателя в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке.
Преимущество этого вида резюме состоит в том, что оно позволяет
обратить внимание работодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность построе-ния карьеры.
Целевое резюме отображает те аспекты профессиональной деятельно-сти соискателя, которые связаны с конкретной должностью и заявленными
к ней требованиями или видом деятельности претендента на вакансию. Пре-имущество этого резюме в том, что работодатель сразу понимает: подходит ли претендент на вакантную должность или нет. Недостаток заключается в том, что целевое резюме подходит для поиска работы только на ту позицию, для которой было написано, и его нельзя рассматривать для других вакансий.
Эффективно использовать целевое резюме могут практически все со-искатели. Например, выпускники вузов могут соотнести свой небольшой опыт работы с требованиями работодателя, а опытные специалисты – по-казать всю свою квалификацию.
Целевое резюме лучше не применять, когда требования работодателя
к заявленной вакансии не имеют четкого определения, а также, если претен-дент не может связать свои навыки с требованиями работодателя.
59
Академическое резюме используется для поиска профессорско-препо-давательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет пе-речень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий.
Структура резюме
При составлении резюме соискатель должен четко представить, чего ждет работодатель от претендента на вакантную должность. Резюме должно давать четкую информацию о соответствии претендента выбранной им вакан-сии (образование, профессиональные опыт и навыки, личностные качества).
С другой стороны, резюме – это главный рекламный носитель, содер-жащий презентацию компетентности кандидата. Резюме должно быть ориен-тировано на читателя – специалиста по персоналу и доносить до него «уни-кальные достоинства товара» – знания и навыки специалиста. Все содержа-ние резюме должно быть направлено на достижение поставленных соискате-лем целей, «работать на убеждение работодателя или его представителя
в способности кандидата выполнять лучшим образом свои обязанности»1.
1 Лукьянов А. Н. Как создать пробивное резюме.Ростов н/Д., 2010.С. 102–103.
60
Существуют различные подходы к структуре резюме: в ряде источников, например, рекомендуется указывать семейное положение в личных данных в на-чале резюме; в других источниках – в конце; а кто-то вообще советует его не указывать. Можно увидеть подобные расхождения требований к последователь-ности расположения разделов резюме, тексту в документе, оформлению и др.
Следует более подробно охарактеризовать все разделы резюме. Фамилия, имя, отчество. Это своеобразный заголовок резюме как до-
кумента.
Персональные данные. Указание года рождения,контактного телефона,
электронного адреса, места проживания.
Цель обращения или позиция. Должность,на которую претендует со-искатель, а также отрасль, конкретизирующая вакансию.
Специалисты советуют не указывать сразу несколько вакансий. Для каждой должности должно составляться отдельное резюме.
Если соискатель посылает резюме в ответ на конкретное объявление, то ему нужно указывать только ту вакансию, которая была заявлена в объяв-лении. Если же резюме высылается потенциальному работодателю, то мож-но указать не конкретную должность, а специальность.
Образование. В резюме молодого специалиста,например,в связи с от-сутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая прак-тики) этот раздел может занимать ведущее место. Данные об образовании указываются в обратном хронологическом порядке:
● точные даты начала и окончания учебы;
● точное название учебного заведения;
● специальность, специализация (при наличии);
● квалификация;
● дата обучения и название курсов повышения квалификации, допол-
нительного образования или учебных стажировок, которые непосредствен-но связаны с вакансией;
● название сертификатов, подтверждающих профессиональную ком-
петентность.
Трудовой опыт ( практика ). Если имеется опыт работы,то его при-нято описывать в обратном хронологическом порядке, указав напротив сро-ков работы и точного названия предприятия или организации должность и трудовые функции соискателя, делая упор на профессиональных дости-
61
жениях. При отсутствии опыта работы профессиональная стажировка и прак-тика могут быть зачтены как время получения основных профессиональных умений и навыков наравне с опытом работы.
Работа (практика) указывается также в обратном хронологическом порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыду-щее и т. д. Необходимо указать следующее:
● даты начала и окончания работы (практики);
● точное название организации;
● название занимаемой должности (или должностей);
● должностные или служебные обязанности – по возможности те, ко-
торые «работают» на успешность выполнения искомой должности или свя-заны с ней.
Для молодого специалиста важно указать как можно полнее трудовой (практический) опыт работы, а для человека с большой профессиональной биографией рекомендуется обозначать только последние места работы и пе-риод не более десяти лет.
Профессиональные навыки и достижения – результаты обучения и опы-та работы. В этом разделе следует указывать в обязательном порядке произ-водственные достижения на каждой должности, если они были. При описа-нии достижений необходимо использовать глаголы действия (например, раз-вивал, сэкономил, увеличил, сократил). Желательны предельно конкретные формулировки.
Дополнительные сведения. Здесь указывается информация,которая ха-рактеризует потенциального работника, но не относится непосредственно
к конкретным служебным обязанностям, например:
● навыки владения компьютером и конкретными компьютерными про-
граммами;
● знание иностранных языков и уровень владения ими;
● владение оргтехникой (если это необходимо);
● готовность к ненормированному рабочему дню, к командировкам;
● наличие собственного автомобиля и водительских прав;
● хобби (только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой);
● членство в профессиональных организациях и получение специальных наград, грамот или грантов (это является положительным фактором).
62
Личные качества. В этом разделе описываются достоинства кандида-та на должность (например: напористость, умение общаться с людьми, твор-ческий подход к решению задач, настрой на успех).
Дата составления резюме. В заключении необходимо поставить да-ту составления резюме и подпись. Датирование резюме повышает достовер-ность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельст-вовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу.
Резюме на английском (или любом другом) языке составляется только
в том случае, если вакансия открыта в иностранной компании и указывают-ся соответствующие требования. В российскую фирму или кадровое агент-ство следует направлять резюме на русском языке. Исключением могут быть резюме специалистов, для которых знание языка является одним из крите-риев отбора. Но и в этом случае лучше продублировать резюме и предоста-вить копию на русском языке.