Бронекатера проекта 1124

12 (с 12.06.1942 г. — № 42;

с 18.08.1942 г. — № 52;

C 16.11.1942 г. — № 72).

Заложен в 1941 г., спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 10.07.1942 г. вошел в состав ВВФ (числился в 1-м гвардейском дивизионе БКА). Участвовал в обороне Сталинграда.

30.09.1943 г. отправлен по железной дороге из Сарепты в Ейск и 2.10.1943 г. вошел в состав АВФ ЧФ. Погиб 19.10.1943 г. от подрыва на мине у Темрюка.

21 (с 12.06.1942 г. — № 43,

С 18.08.1942 г. — № 53,

С 16.11.1942 г. — № 32,

С 22.03.1944 г. — БК-32)

Заложен в 1941 г., спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 10.07.1942 г. вошел в состав ВВФ. Участвовал в обороне Сталинграда. 30.09.1943 г. отправлен по железной дороге из Сарепты в Ейск и 2.10.1943 г. вошел состав АВФ ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10–11.12.1943 г.

31.10.1943 г. поврежден во время шторма и 18.11.1943 г. исключен из списков ВМФ, но 2.02.1944 г. после капитального ремонта снова включен в состав АВФ ЧФ.

13.04.1944 г. перечислен в ДуВФ (входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион БКА). Участвовал в Ясско-Кишиневской 20–29.08.1944 г. и Будапештской (29.10.1944-13.02.1945 гг.) наступательных операциях. Осуществлял боевое траление.

31.05.1949 г. разоружен и исключен из состава ВМФ.

22 (с 12.06.1942 г. — № 44,

С 18.08.1942 г. — № 54,

C 16.11.1942 г. — № 33,

С 22.03.1944 г. — БК-33)

Заложен в 1941 г., спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 10.07.1942 г. вошел в состав ВВФ. Участвовал в обороне Сталинграда. 30.09.1943 г. отправлен по железной дороге из Сарепты в Ейск и 2.10.1943 г. вошел в состав АВФ ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10–11.12.1943 г. десантной операции.

13.04.1944 г. перечислен в ДуВФ (входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион БКА). Участвовал в Ясско-Кишиневской 20–29.08.1944 г., Белградской 28.09–20.10.1944 г. и Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. наступательных операциях. Осуществлял боевое траление.

31.05.1949 г. разоружен и исключен из состава ВМФ.

31 (с 18.08.1942 г. — № 32;

с 18.09.1942 г. — № 111;

С 16.11.1942 г. — № 73)

Заложен в 1941 г., спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 7.01.1942 г. вошел в состав ВВФ (числился в 1-м гвардейском дивизионе БКА). Участвовал в обороне Сталинграда. С 30.04 по 18.08.1942 г. входил в состав ООК.

30.09.1943 г. отправлен по железной дороге из Сарепты в Ейск и 2.10.1943 г. вошел в состав АВФ ЧФ. Участвовал в Керченско- Эльтигенской 31.10–11.12.1943 г. десантной операции. Погиб 2.11.1943 г. от прямых попаданий авиабомб в Тамани.

32 (с 18.08.1942 г. — № 33;

с 18.09.1942 г. — № 112;

С 16.11.1942 г. — № 75,

С 22.03.1944 г. — БК-75)

Заложен в 1941 г. (заказ № 317), спущен на воду летом 1941 г. С августа 1941 г. числился в ЛВФ. Вступил в строй в декабре 1941 г. и 7.01.1942 г. вошел в состав 3-й бригады речных кораблей ВВФ. С 30.04 по 18.08.1942 г. входил в состав ООК, затем возвращен в ВВФ.

Участвовал в обороне Сталинграда. Под командованием лейтенанта А.П. Кальченко 23 августа поддерживал части 124-й стрелковой бригады, севернее Сталинграда. Затем — 451-й стрелковой дивизии, 66-й армии Донского фронта. С 13 сентября оперативно подчинялся 62-й армии, поддерживал 124-ю и 149-ю стрелковые бригады, наносившие контрудары из района Рынка на Латошанку. В ноябре, когда Волгу покрыл лед, катер ушел в Саратов на ремонт. 1 марта 1943 г. удостоен гвардейского звания. Весной 1943 г. сопровождал караваны.

30.09.1943 г. переброшен по железной дороге из Сарепты в Ейск и 2.10.1943 г. включен в состав АВФ ЧФ. Вечером 2 ноября, в ходе проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10–11.12.1943 г., БКА-75 покинул Темрюк и направился к Керченскому полуострову. Несмотря на пятибалльный шторм, продвигался к цели. Приблизившись к берегу, подавив артиллерийско-пулеметным огнем огневые точки противника, высадил десант. Несколько суток перевозил части 55-й гвардейской дивизии. 8 ноября, от сильных ударов волн получил большую трещину в днище и лег на грунт. Получил повреждения во время шторма и 18.11.1943 г. исключен из списков ВМФ. Но 2.02.1944 г. после капитального ремонта на ростовском заводе «Красный флот» снова вошел в состав АВФ ЧФ.

13.04.1944 г. перечислен в ДуВФ (входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион БКА). Под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта М.А. Соколова, а позже — гвардии лейтенанта В.Г. Чуркина участвовал в прорыве в Днестровский лиман и высадках десантов в Жебрияны и другие населенные пункты устья Дуная, принимал капитуляцию кораблей речной флотилии Румынии, переправлял войска у Чернаводы. Участвовал Ясско-Кишиневской (20–29.08.1944 г.) и Белградской (28.09–20.10. 1944 г.) наступательных операциях. Боевое траление на Дунае. Принимал участие в боевом тралении на Дунае.

Из-за низкого технического состояния 31.05.1949 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в ОФИ для разборки на металл.

61 (с 10.02.1944 г. — БК-61)

Заложен в 1935 г., спущен на воду весной 1936 г., вступил в строй 27.09.1936 г. и вошел в состав АКВФ. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9-20.08.1945 г.

61 (с 30.04.1942 г. — № 11;

с 18.08.1942 г. — № 31;

с 18.09.1942 г. — № 113;

c 16.11.1942 г. — № 71;

С 22.03.1944 г. — БК-71)

Заложен в 1940 г. на заводе № 340 в Зеленодольске (заказ № 308). Спущен на воду летом 1941 г., вступил встрой 10.10.1941 г. и вошел в состав ОВФ. 5.12.1941 г. перечислен в ВВФ, 30.04.1942 г. — в ООК.

18.08.1942 г. возвращен в ВВФ. Участвовал в обороне Сталинграда.

30.09.1943 г. переброшен по железной дороге из Сарепты в Ейск и 2.10.1943 г. включен в состав АВФ ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10–11.12.1943 г. десантной операции.

13.04.1944 г. перечислен в ДуВФ (входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион БКА). Участвовал в Ясско-Кишиневской 20–29.08.1944 г., Белградской 28.09–20.10.1944 г. и Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. наступательных операциях. Осуществлял боевое траление на Дунае. Исключен из списков ВМФ 13.03.1958 г., разоружен и сдан в ОФИ.

Волжская военная флотилия в Великой Отечественной войне / составил Н. Мазунин. — М.: Воениздат, 1947. — 40 с

Когда летом и осенью 1942 г. немецкие войска подошли к Сталинграду и Волге, Волжская флотилия сконцентрировала свои лучшие силы для обороны города. Она использовала не только свою артиллерию, но и обеспечивала переправу довольствия через

Волгу, а ее зенитная артиллерия принимала участие в отражении налетов немецкой авиации. Флотилия также была в готовности не допустить форсирование Волги выше и ниже Сталинграда. Действия советской Волжской флотилии в районе Сталинграда были успешными и сделали возможным удержание плацдарма на правом берегу Волги».

Представляют интерес воспоминания об участии военных моряков в Сталинградской битве бывшего Народного комиссара Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецова, опубликованные в его воспоминаниях «Курсом к победе» [50]. Этот материал дает общее представление о действиях Волжской флотилии в битве на Волге, он содержит значительные факты, которые не нашли отражения в архивных документах и были известны лишь автору. «Первая попытка дать краткий анализ боевых действий Волжской флотилии ^ ^ сделана в работе Н. П. Вьюненко и Р. Н. Мордвинова «Военные флотилии в ' / Великой Отечественной войне»

 

В Сталинградской битве принимала активное участие Волжская военная флотилия, созданная в ходе Отечественной войны по инициативе товарища Сталина. Экипажи боевых кораблей Волжской флотилии помогали войскам Сталинградского фронта артиллерийским огнём, высаживали десанты, обеспечивали переправу через Волгу войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, эвакуацию раненых. Команды флотилии и части морской пехоты принимали непосредственное участие в уличных боях бок о бок с красноармейцами и 33


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: