Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности учащегося
|
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
| Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– О каком приключении Алисы вы прочитали?
– В чем необычность, фантастичность всего произошедшего?
– От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
– Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
– Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают на оценку
| Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой
|
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
| Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Звучит запись песни из кинофильма – «Слышу голос из прекрасного далека…»
– Кто из вас слышал раньше эту песню? Из какого фильма эта музыка?
– Каких друзей Алисы вы знаете?
– Хочу сказать, что человечество давно занимается освоением космического пространства. И если что-то давно было из области фантастики, например изучение Луны, то теперь это реально. Предлагаю сейчас, наоборот, вернуться на много-много лет назад, стать свидетелями того, как первый советский человек полетел в космос.
– На сегодняшний день становится все ближе то время, когда любой человек сможет полететь в космос как турист.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
III. Чтение и анализ фрагментов повести
| Примечание.На данном уроке рассматриваются 1–2 произведения (рассказа) Кира Булычёва из тех книг, которые учащиеся принесли на урок. Важно, чтобы произведение было не слишком объемным, чтобы дети смогли прочитать его за урок.
– Мы уже много узнали о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, познакомились с ее близкими, друзьями.
– А сегодня мы прочитаем рассказ о том, как Алиса встретила саму себя. Да-да! Это кажется странным и удивительным? Возможно. Но только не для Алисы!
Учитель и учащиеся читают рассказ Кира Булычёва «Это ты, Алиса?».
– Что сильнее всего ужаснуло Алису? Как это ее характеризует?
– Что вы хотите сказать о каждом из членов корабля?
| Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения
| Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
|
IV. Литературная викторина
| Проводит литературную викторину.
Конкурс «Вставьте слово, пропущенное в названии».
«Путешествие...», «... лет тому вперед», «День... Алисы», «... приключений», «... сказок», «Лиловый...».
Конкурс«Откуда эти герои и кто они?»
– Кто это? Дочь профессора Селезнёва, с ней всегда что-нибудь случается, но все ее приключения пока кончались благополучно. Она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится. С какой она планеты?
– Кто это? Он в два раза больше обычного человека, 320 кг живого веса, у него 8 глаз, 8 или 10 щупальцев, панцирь на груди, полная пасть акульих зубов, ноги-тумбы, как у слона.
– Кто такой Громозека? С какой планеты?
– Полуразумная птица, похожая на попугая. Может перелетать между планетами и говорить, используя услышанные от людей слова и фразы.
– Инопланетная летающая корова с планеты Шешинеру. Был взят на борт космического корабля «Пегас» профессором Игорем Селезнёвым для пополнения московского зоопарка (КосмоЗоо).
Конкурс «Кроссворд».
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.
Вопросы к кроссворду.
1. Как назывался космический корабль, на котором совершали свои путешествия профессор Селезнёв с дочерью?
2. Первобытный мальчик, который помог Алисе.
3. Назовите фамилию детского писателя-фантаста, написавшего книги о приключениях земной девочки Алисы Селезнёвой?
4. Самый жестокий царь-завоеватель.
5. Как зовут инопланетного друга Алисы Селезнёвой, археолога, у которого десять щупалец, восемь глаз, панцирь на груди и три сердца?
6. Единственная неизлечимая болезнь XXI века.
7. Кто был механиком корабля, на котором Алиса Селезнёва совершила вместе с папой свое первое большое космическое путешествие?
8. Любимый напиток Громозеки.
9. Родина Громозеки – планета …?
| Выполняют задания литературной викторины.
– «Путешествие Алисы», «Сто лет тому вперед», «День рождения Алисы», «Миллион приключений», «Заповедник сказок», «Лиловый шар».
– Алиса Селезнёва с планеты Земля.
– Громозека.
– Космический археолог с планеты Чумароз.
– Говорун.
– Склисс.
Заполняют кроссворд.
– Ключевое слово: «Селезнёва»
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
|
V. Творческая работа
| Организует творческую работу.
– Вы принесли сегодня на урок свои любимые книги. У кого-то это книги о природе, у кого-то юмористические рассказы, у кого-то фантастические произведения, кто-то принес повести и рассказы о ваших сверстниках. Эти книги привлекли вас чем-то своим, но одинаково в них то, что вам было интересно их читать, их герои и события остались в вашей памяти, ваших сердцах. Попробуйте сейчас, когда вы будете рассказывать о том, почему именно эта книга стала вашей любимой, рассказать о ней таким образом, чтобы нам (всем остальным) захотелось тоже прочесть ее
| Работают самостоятельно. Пишут сочинение на черновик, учитель консультирует детей индивидуально
| Выразительно читать. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания
|
VI. Домашнее задание
| Объясняет домашнее задание.
Прочитать один из рассказов об Алисе (по выбору учащихся).
Переписать сочинение, по желанию красочно оформить работу. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Страна Фантазия»
| Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
| Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
|
VII. Итог урока. Рефлексия
| Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.
Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
| Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
|