Методика профессионального образования как отрасль педагогической науки. Учебные задачи курса. Связь с другими предметами. Основные понятия и категории

Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Уже к 1800 г. было создано более 70 учебно-методических пособий. С 1846 г. появляются первые научно-обоснованные программы производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Маркова и Д.К. Советкина стали основой русской системы производственного обучения. В настоящее время развитие методики профессионального обучения происходит по двум относительно самостоятельным направлениям:

Первое направление – развитие методики производственного обучения. На ее основе сформировалась теория профессионального обучения.

Второе направление – относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания технических дисциплин: электротехники, черчения, технической механики и т.д.

Методика профессионального обучения как дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД). МПО занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения. Изучение МПО также базируется на знаниях не только дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла, но и на знаниях общепрофессионального цикла и отраслевых дисциплин. При организации практики обучения МПО базируется на методологических и дидактических основах общей профессиональной педагогики (ОПП), учитывает физическую и умственную работоспособность учащегося в разные периоды его развития, возрастные особенности становления личности, особенности учебно-профессиональной деятельности с опорой на знания о проектировании педагогических ситуаций и основные положения методики воспитательной работы (МВР) и т.д. Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагога. Методика профессионального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания – общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессионального обучения – закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения. Учебные задачи курса: МПО включает в себя два компонента:

1) Содержательный компонент состоит из трех составляющих:

1. Концептуальная (знаниевая) - это система знаний и умений о проектировании, конструировании, разработке и применении специальных средств обучения.

2. Дидактическая - это содержание обучения, методы, методические приемы, приемы педагогической техники, организационные формы, дидактические средства.

3. Диагностическая - это профессионально-методическая компетентность педагога и индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности учащегося.

2) Процессуальный компонент - это воплощение на практике заранее сконструированной совместной модели деятельности преподавателя и учащихся по формированию знаний, умений и способностей.

Связь с другими предметами: большое значение для построения методики профессионального обучения как науки имеет ее тесная связь с дидактикой и с той наукой, основы которой составляют содержание данного предмета обучения. Кроме того, дидактика, являясь общей теорией воспитания, образования и обучения, представляет собой главную теоретическую базу методики и своей методологией и общетеоретическими положениями. Для разработки целесообразной и эффективной системы педагогического воздействия методика преподавания профессионального обучения опирается на данные педагогической психологии, физиологии, высшей нервной деятельности, логики, кибернетики, эргономики и другие. При обосновании системы курсов используются знания по логике, истории науки и науковедению и другие. Связь методики профессионального обучения с наукой, основы которой преподаются в вузе, проявляются в отборе, структуризации и предъявлении содержательной учебной информации по дисциплинам, входящим в содержание основной образовательной программы, определении специфики содержания данной методики обучения конкретной дисциплине, придании ей специфических черт.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: