Ниже приведем схему конечной передачи (второй ступени) трактора Т-150 и дадим её описание.
а — разрез по редуктору; б — механизм уплотнения; 1 и 8 — пробки; 2 — сателлит; 3 — водило: 4 — контргайка; 5 — палец-ось сателлита; 6 и 15 — шайбы; 7 — крышка; 8 — солнечная шестерня. 10 — гайка шпильки; 11 —эпициклическая (коронная) шестерня; 12 — корпус; 13 — стопорные прополочные кольца; 14-ведущая звездочка; 16 и 18 -конические подшипники; 17 — гайка; 19 — полуось; 20 — призматическая шпонка; 21 — вал-ступица; 22 — зубчатая ступица; 23 — конусная гайка, 24 — шпилька; 25 — ролик; 26 — картер; 27 — корпус уплотнения: 28 — резиновая диафрагма; 29 — нажимное кольцо; 30 — упорное кольцо; 31 — защитное кольцо (лабиринт); А, Б, В, Г и Д — места уплотнении
Вторая (конечная) ступень — это редуктор, вращающий звездочку (ведущее колесо гусеницы) 14 (а). Такие редукторы расположены по бортам заднего моста, и поэтому их называют бортовыми передачами. Планетарный редуктор с ведущей солнечной шестерней 9, неподвижной эпициклической (коронной) шестерней 11, гремя сателлитами 2 и водилом 3 с картером 12 смонтирован на валу-ступице 21, неподвижно прикрепленном к корпусу заднего моста. Редуктор уменьшает частоту вращения звездочки в 4,59 раза и во столько же раз увеличивает передаваемый ею крутящий» момент.
Солнечная шестерня 9 установлена на шлицах полуоси 19 и закреплена гайкой. Конец полуоси с шестерней не имеет своей опоры, но удерживается в центре зубцами сателлитов 2. Последние в форме небольших цилиндрических шестерен надеты на оси 5, запрессованные в фигурном корпусе — водиле 3. Между осью и отверстием сателлита вложены в два ряда цилиндрические ролики 25, которые служат его подшипником.
Водило 3 закреплено с помощью шпилек и гаек на корпусе 12 редуктора, а он специальными шпильками 24 прикреплен вместе со звездочкой к картеру 26, который вращается на двух роликоподшипниках и через них опирается на вал-ступицу 21 корпуса зад него моста.
Коронная шестерня 11 не вращается, потому что соединена с зубчатой промежуточной ступицей 22, надетой на шлицы неподвижного вала ступицы 21 корпуса моста. Шестерня центрируется на зубцах сателлитов и от смещения удерживается двумя проволочными стопорными кольцами 13.Солнечная шестерня вращает сателлиты. Они, опираясь своими, зубцами на неподвижную коронную шестерню, обкатываются по ее I зубцам и через оси вращают водило, а с ним —корпус 12 редуктора и звездочку 14.
Масляная ванна ведущего моста — общая. Масло заливают через отверстие сапуна 22 (предыдущая схема). Чтобы оно не просачивалось 1 наружу, в редукторе ставят прокладки и специальное торцевое уплотнение. Нажимное кольцо 29 (б) этого уплотнения восемью пружинами прижимается к неподвижному упорному кольцу 30, установленному на валу-ступице 21. Шлифованные соприкасающиеся поверхности этих колец, а также резиновая диафрагма 28 не пропускают из полости масло. Они же вместе с кольцом 31 лабиринтового уплотнения не пропускают в эту полость воду, пыль и грязь.