Индивидуальность и творчество

Индивид, личность, индивидуальность, творческая индивидуальность

Еще одна очень интересная лекция от Ксении Нестеровой.

План лекции:

1. Актуальность темы.

2. Историческая ретроспектива.

3. Понятие «индивидуальность» в педагогике.

4. Индивидуальность и творчество.

5. Творчество детей.

6. Развитие индивидуальности.

7. Компоненты творческой индивидуальности.

8. Развитие творческой индивидуальности – приоритет современной педагогики.

9. Творческая индивидуальность у подростков.

Актуальность темы.

В настоящее время внимание философов, психологов и педагогов все более привлекает проблема индивидуальности, путей развития творческой индивидуальности, вопросы индивидуализации процесса воспитания и обучения. Поскольку только, то образование можно назвать гуманным, которое имеет развивающий индивидуальный характер.

Современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность.

Историческая ретроспектива.

Проблема развития индивидуальности не нова в науке. Теоретическое ее осмысление связано с именами древнегреческих мыслителей, прежде всего Демокрита и Левкиппа. Именно введенное ими понятие «атом» явилось отправным пунктом формирования понятия «индивидуальность».

Индивид обозначает отдельно взятого представителя человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобразного социального атома, то есть далее принципиально неразложимого элемента бытия социума.

Проблема индивидуальности в науке ставится в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Когда обнаруживается ценность самобытности и уникальности каждого человека, провозглашается его право на индивидуальное самосознание, на собственную индивидуальную жизнь.

В настоящее время термин «индивидуальность» рассматривается представителями различных наук.

Под индивидуальностью в философии понимают неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека, а также своеобразное сочетание в человеке природного и социального.

Индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

(А.Г. Асмолов)

 

Стоит отметить, что до 70-х годов термин «индивидуальность» в философской и социологической литературе можно было встретить довольно редко. В то время проблема индивидуальности еще не стала предметом широкого научного исследования. Доказательством сказанному может служить тот факт, что ни в «Философской энциклопедии», ни в других философских справочниках понятие индивидуальности специально не рассматривается.

 

 

Сопоставим трактовку терминов «личность» и «индивидуальность» с точки зрения психологии, поскольку их смысловая близость приводит к тому, что эти термины нередко употребляются, как однозначные, замещающие друг друга.

Слово «личность» первоначально обозначало театральную маску, которую надевал актер, самого актера и те роли, которые он играл в спектакле, а затем и в жизни. У римлян термин «личность» употреблялся не иначе, как в контексте определенной социальной роли – личности отца, царя, обвинителя и т.п.

 

В психологии термином личность обозначается:

—индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

— определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении;

— «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей.

Таким образом, становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.

Личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., которые, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему, как отдельному индивиду. Личность – понятие социальное.

Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое, особь), в свою очередь, это:

— неповторимое своеобразие физиологических реакции и психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте);

— высший уровень в иерархии: индивид – личность - индивидуальность. В этом случае индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека, как индивида и личности.

К числу наиболее общих признаков индивидуальности относят: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность, уникальность.

Понятие «индивидуальность» в педагогике.

Педагогический энциклопедический словарь трактует индивидуальность, как «неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов и желаний, интересов, привычек, настроений, склонностей, способностей и других особенностей человека, которое образует уникальную целостную структуру».

Исследователи указывают на то, что предпосылкой развития человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности, выражающуюся в поведении человека в ситуациях общения, и проявлении различных способностей в актах деятельности.

Индивидуальность и творчество.

Ученые едины во мнении, что индивидуальность, как самобытность ярче всего проявляется в творческой деятельности. Именно творчество дает мощный импульс для развития индивидуальности.

Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно изучено недостаточно. Причиной этому то, что творческий процесс спонтанен и его достаточно сложно оценить естественнонаучными методами.

Творчество – в широком смысле – есть созидание нового. В узком смысле – психический акт, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме.

Резкий перелом в отношении к проблеме творчества в педагогике произошел в 60 – 70-х годах прошлого века. Появились творчески работающие педагоги - новаторы: Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончарова, В.И. Загвязинский, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Ю.Л. Львова, М.М. Поташник, В.А. Сухомлинский, В.Е. Храпов, В.Ф. Шаталов и др.

Результаты новаторства заинтересовали не только педагогов, но и психологов, которые стали изучать психологические особенности творчества в обучении и воспитании и механизмы творческой деятельности в педагогической психологии.

 

Была сформулирована гипотеза, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает, как механизм развития.

Творческая деятельность, в свою очередь, – разновидность преобразующей, продуктивной деятельности. От репродуктивной деятельности она отличается тем, что осуществляется не по принципу реакции на изменение среды, а по принципу создания новой среды, что в конечном итоге приводит к появлению нового продукта.

Ученые утверждают, что задатки творческой деятельности присущи каждому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявление творческих способностей варьирует от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Стимулом творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами.

Творчество детей оценивается, как:

  • истинная ценность ребенка;
  • подлинный способ существования;
  • универсальный компонент, определяющий смысл бытия ребенка,
  • непосредственное ощущение жизни, переживание, становление в отношениях с миром, в процессе освоения себя, людей и всего человеческого бытия.

Ученые рассматривают виды творчества в соответствии с разнообразными видами практической и духовной деятельности и различают:

  • производственно-технический
  • изобретательский
  • научный
  • политический
  • организаторский
  • философский
  • художественный
  • мифологический
  • религиозный
  • повседневно-бытовой и т.п.

 

В процессе углубления теории творчества и обогащения ее новыми знаниями, возникла практическая потребность развития индивидуальности средствами творчества и возникло новое научное понятие – «творческая индивидуальность».

Начало XXI века ознаменовано повышенным интересом к проблеме творческой индивидуальности. Особенно активно исследуется творческая индивидуальность учителя. Реализация творческой индивидуальности педагога происходит через авторские программы и авторский подход к обучению.

К чертам творческой индивидуальности учителя можно отнести следующие:

  • творческая направленность личности — желание создавать новое, мотивация, способности, мышление, волевые качества;
  • неповторимость, своеобразие, уникальность, единичность, необычность, яркость, оригинальность, проявляющиеся в поведении, деятельности и ее результатах, продуктах творчества;

Реализация творческой индивидуальности детей происходит через сольные выступления.

Черты творческой индивидуальности учеников:

  • со стороны внутреннего содержания творческая индивидуальность характеризуется «самостью» (самосознание, самобытность, самодеятельность, самоактуализация, самопонимание, самоопределение, самосовершенстование);
  • с внешней стороны творческая индивидуальность выражается в оригинальности, непохожести, необычности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: