Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.
В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями) в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.
|
|
Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
Программа «Музыкальный инструмент блок-флейта» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духоые и ударные инструменты», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.
Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:
· определение основных задач и цели учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано»;
· определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса;
· рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;
· организация учёта успеваемости с обозначением критериев оценивания учебных достижений учащихся.
Программа «Музыкальный инструмент блок-флейта» рассчитана на обучение детей 5-10 лет, начиная с 5-6 летнего возраста.
|
|
Освоение в таком возрасте профессионального духового инструмента (гобой, кларнет, саксофон, и т.д.) является задачей практически невыполнимой, ввиду недостаточности физического развития ребенка. Поэтому блок-флейта – это замечательная альтернатива своим «большим» собратьям. Мы привыкли говорить о блок-флейте как о проходящем, вспомогательном инструменте, который подготавливает юного исполнителя к профессиональному инструменту. В то же время блок-флейта является инструментом вполне самодостаточным. Стоит лишь вспомнить, какие композиторы писали для этого инструмента: А.Вивальди, Г.Ф. Гендель, Г.Ф. Телеман, И.С.Бах.
Желание вернуть блок-флейте некогда утерянные позиции и помочь преподавателям музыкальных школ в освоении этого инструмента и побудило к написанию данной программы. Актуальность ее создания продиктована объективными условиями. При легкости, как самого инструмента, так и звукоизвлечения на нем, блок-флейта дает возможность знакомить учащегося с основными принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука, и принципы работы амбушюра. И это не говоря уже о том,что аппликатура блок-флейты весьма схожа с аппликатурой многих деревянных духовых инструментов. Обучение с раннего возраста позволяет в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.
Представленная программа направлена на:
- создание благоприятных условий для развития личности учащегося;
- на выявление и развитие творческих способностей детей;
- на приобщение учащегося к ценностям мировой, отечественной культуры и искусства.
Основные задачи и цель учебного предмета
«Музыкальный инструмент блок-флейта»
Главным направлением современной педагогики является воспитание гармонично развитой личности ребенка. Раннее образование способствует формированию эстетических взглядов, предпочтений, развивает творческие способности, общую культуру. Преподавание учебного предмета "Музыкальный инструмент блок-флейта" в музыкальной школе (музыкальном отделении учреждения дополнительного образования в сфере искусств) является составной частью музыкально-эстетического воспитания учащихся и перед преподавателем по специальности стоят следующие задачи:
• привитие любви к культуре и музыке родного края;
• воспитание уважения к культурным ценностям других наций и народов;
• введение учащихся в мир искусства путем привития любви к музыке и ее пониманию;
• осуществление эстетического воспитания учащихся средствами инструментального искусства;
• формирование чувства прекрасного;
• развитие музыкального слуха, творческих и исполнительских способностей учащихся; создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального и духовного развития учащихся.
Благодаря выполнению этих задач достигается основная цель предмета, а именно:
• воспитание и развитие творческих способностей ребенка средствами инструментального искусства;
• овладение определенными знаниями, умениями, навыками в процессе обучения игре на гобое;
• повышение общего культурного уровня ребенка;
• ориентирование наиболее одаренных учеников на поступление в художественные учебные заведения среднего профессионального образования.
На протяжении обучения в школе ученик должен научиться:
• чувствовать и воспринимать художественно-музыкальный образ;
• воплощать замыслы композиторов на инструменте (основы техники инструментального интонирования)
• усвоить основные приемы звукоизвлечения и техники штрихов;
• самостоятельно разбирать музыкальное произведение;
|
|
• работать над преодолением технических сложностей;
• свободно читать нотный текст соответствующей сложности;
• свободно держаться на сцене;
• выполнять несложные сугубо сольные произведения; произведения в сопровождении фортепиано или других инструментов, а также произведения в составе ансамбля (оркестра).
Более подробные требования изложены в ориентировочных годовых планах по каждому классу.