Стих: Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.
Пс 116:2
Мироносицы, явившись на рассвете, / и гроба Твоего с поспешностью достигнув, / искали Тебя, Христе, / чтобы мvром помазать пречистое тело Твое. / И, речи Ангела услышав, / о радостных знамениях Апостолам возглашали, / что воскрес Начальник спасения нашего, пленивший смерть, / миру же дарующий жизнь вечную и великую милость.
Слава: Жены-мироносицы, гроба Твоего достигнув / и увидев печати на гробнице, / но не найдя пречистого тела Твоего, / в скорби со рвением начали возглашать: / «Кто похитил надежду нашу? / Кто взял мертвого, нагого, смирною помазанного, / Матери Своей единственное утешение? / О, как мертвых Ожививший умерщвлен? / Ад Пленивший, как погребен? / Но воскресни, Спаситель, Своею властью, / как предрек Ты, на третий день, / спасая души наши!»
И ныне: Прошла тень закона, когда благодать явилась; / ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, / так Ты, Дева, родила и девою осталась. / Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды, / вместо Моисея – Христос, / спасение душ наших.
|
|
На литии стихиры самогласны, глас 1
« Жены-мироносицы, что ко гробу вы пришли? / Что ищете Живого среди мертвых? / Воскрес Господь, дерзайте !» – / взывает Ангел.
Со страхом пришли ко гробу жены, / ароматами тело Твое помазать спеша: / и не найдя его, недоумевали между собою, / не ведая о воскресении. / Но предстал им Ангел и возгласил: / « Воскрес Христос, даруя нам великую милость !»
Пришли ко гробу Магдалина и другая Мария, ища Господа, / и увидели Ангела, молнии подобного, / сидевшего на камне, и возглашавшего им: / «Что ищете Живого с мертвыми? / Воскрес Он, как сказал; / в Галилее Его найдете !» / К Нему и мы возгласим: / « Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе !»
Слава: Испросил Иосиф тело Иисуса / и положил его в новом своем гробе: / ибо подобало Ему / из гроба выйти, как из брачного чертога. / Сокрушивший могущество смерти / и людям врата райские отверзший, / Господи, слава Тебе!
И ныне: Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, / произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись / и Адама от древнего проклятия освободил. / Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве / «Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: / «Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших!»
Тебя, одевающегося светом, как одеждою, / Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, / и видя мертвым, нагим, не погребенным, / начав в глубоком сострадании погребальный плач, / с рыданиями возглашал: / «Увы мне, Сладчайший Иисусе! / Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, / солнце мраком облекалось, / и земля от страха колебалась, / и разрывалась завеса храма. / Но вот, я ныне вижу Тебя / ради меня добровольно принявшим смерть. / Как я буду погребать Тебя, Боже мой, / или как полотном обовью? / И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? / Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? / Прославляю страдания Твои, / воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: / Господи, слава Тебе!»
|
|
Тропари, глас 2
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, / тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. / Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, / все Силы Небесные взывали: / «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Благородный Иосиф, / с древа сняв пречистое тело Твое, / чистым полотном обвив и помазав благовониями, / в гробнице новой положил. / Но в третий день воскрес Ты, Господи, / даруя миру великую милость.
Женам-мироносицам / представ у гробницы, Ангел восклицал: / «Миро приличествует мертвым, / Христос же явился тлению неподвластным; / лучше возгласите: Воскрес Господь, / дарующий миру великую милость!»
Мироносицы, явившись на рассвете, / и гроб пустым увидев, Апостолам возглашали: / «Низложил тление Могущественный / и пребывавших во аде исторг из уз; / провозгласите с дерзновением, что воскрес Христос Бог, / дарующий миру великую милость!»
Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои.
Пс 9:2
Миро для погребения Твоего неся, / жены тайно явились ко гробу на рассвете, / произвола Иудеев опасаясь / и предвидя, что там стоят на страже воины; / однако мужество победило немощь естества, / ибо нрав сострадательный угоден Богу. / И вот, они взывали, как и подобало: / «Восстань, Господи, помоги нам / и избавь нас ради имени Твоего!»
Слава, и ныне: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»
Ипакои, глас 2
После страдания Твоего жены, придя ко гробу, / чтобы помазать миром тело Твоё, Христе Боже, / Ангелов увидели в гробнице и изумились, / ибо весть услышали от них, что воскрес Господь, / дарующий миру великую милость.
Пс 150:6, 1
Евангелие воскресное третье,
от Марка зачало 71
В те дни, воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседы с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Мк 16:9–20
КАНОН.
Песнь 1
Ирмос: Моисееву песнь начав, / воззови, душа: / «Помощник и Покровитель стал мне спасением; / Он – мой Бог, и прославлю Его!»
Ты распят был по плоти, / бесстрастный по естеству, единому с Отцом; / пронзен был в ребра, источив миру кровь и воду; / Ты – Бог наш, и прославляем Тебя.
|
|
Крест Твой почитаю, / и славлю погребение Твое, Благой, / и воспеваю и поклоняюсь воскресению Твоему, и взываю: / «Ты – Бог наш, и прославляем Тебя!»
Хотя и вкусил Ты желчи, услада Церкви, / но источил нам нетление из ребр Твоих; / Ты – Бог наш, и прославляем Тебя.
Причислен Ты был, Спаситель, к мертвым, / воздвигший мертвых; / тленности вкусил, хотя истления совершенно не познал; / Ты – Бог наш, и прославляем Тебя.
Да веселится Сион, / да радуется и небо, / восстал Христос, воздвигнув мертвых, воспевающих: / "Ты – Бог наш, и мы прославляем Тебя".
Пеленами обвив тело Твое, Христе, / Иосиф во гробе новом / положил Тебя, всех спасение; / Ты же мертвых, как Бог, воскресил.
Придя до рассвета, жены увидели Христа / и взывали божественным ученикам: / «Воистину Христос воскрес; / придите, с нами воспевайте Его!»
Слава: Всесвятая Троица, единое Божество, / безначальное Единство: / Отец, и Сын, и Божественный Дух, спасай мiр; / Ты – Бог наш, и прославляем Тебя!
И ныне: Древнее проклятие упразднив, Священная, / Ты во чреве Твоем возрастила нам благословение, родив Младенца. / Ибо Он – Бог, хотя и плоть носит.
Катавасия: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.
Песнь 3
Канон мироносицам. Ирмос: Бесплодный мой ум / плодоносным, Боже, во мне яви, / Земледелец добрых дел, Насадитель благ / по милосердию Твоему.
Руки на Кресте пригвоздил Ты, Иисусе, / и, все народы от заблуждения собрав, / к познанию Тебя их созвал, Спаситель.
Иудейский народ кричит Пилату: / «Отпусти нам злодея-разбойника, / возьми, возьми, распни Безгрешного!»
При распятии Твоем, Христе, помрачился свет, / земля потряслась и многие мертвые восстали из могил / в страхе могущества Твоего.
Предстоя Кресту, Агница Твоя, Иисусе, / с плачем взывала: «Куда идешь Ты, Сын Мой? / Куда уходишь, Агнец, за всех закланный?»
Поклоняюсь Твоему Кресту, воспеваю и погребение, / почитаю страдания и гвозди пронзившие руки Твои, / и копье, Иисусе, и воскресение Твое.
|
|
Воскрес Ты, Иисусе, и был повержен враг, / Адам избавлен и Ева с ним / от уз и тления воскресением Твоим.
При воскресении Твоем, Христе, / сокрушены были засовы и врата ада, / и узы смерти расторглись тотчас / в страхе могущества Твоего.
Богоприимец Иосиф, приди, / стань с нами, взывая: / «Воскрес Иисус искупитель, / воздвигнув Адама по благосердию Своему!»
Да радуются с нами двенадцать учеников / с женами-мироносицами и Иосифом, / и с другими учениками / и ученицами Христовыми.
Слава: Со Отцом и Сыну, и Духу правому, / – единому Существу – поклоняюсь и воспеваю Его, / различая Лица, а естество соединяя.
И ныне, Богородичен: Блаженна Ты, Священная, / из корня Иессея происшедшая, / от которого отрасль и цвет Христос, / по плоти ради нас явился.
Катавасия: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.
Кондак, глас 8
Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, / но уничтожил силу ада / и воскрес как победитель, Христе Боже, / женам-мvроносицам возгласив: «Радуйтесь!» / и Твоим Апостолам мир даруя, / Ты, дающий падшим воскресение.
Икос: Прежде солнца бывшее Солнце, / зашедшее некогда во гроб, / придя еще до наступления утра, / искали как дневного света мvроносицы-девы / – и одна к другой взывали: / «О подруги, давайте помажем благовониями тело, / источающее жизнь и погребенное, / плоть Того, Кто поднимает падшего Адама, / лежащую в гробнице. / Пойдемте, поспешим, как волхвы и поклонимся, / и принесем мvро, как дары / уже не пеленами, а плащаницею Обвитому; / и прольем слезы и воскликнем: / «О Владыка, восстань, дающий падшим воскресение!»
И седален, глас 2
Мvро с горячим усердием / принеся ко гробу, жены / от блеска Ангела душевно радовались, / и Богом всего мiра Тебя, Спаситель, провозглашали, / и ученикам взывали: / «Воистину Он воскрес из гроба, Жизнь всех!»
Слава, и ныне: Сонм Твоих учеников / вместе с женами-мироносицами радуется единодушно; / и мы также общий праздник с ними празднуем / во славу и честь Твоего воскресения; / и их устами взываем Тебе: / «Человеколюбивый Господи, / людям Твоим даруй великую милость!»
Песнь 4
Канон мироносицам. Ирмос: От Девы рождение Твое предвидя, / пророк провозглашал, взывая: / « Весть о Тебе услышал я и убоялся, / ибо от Фемана и с горы святой, тенистой / пришел Ты, Христе!»
Крестом пленил Ты чрево ада, / и воздвиг с Собою мертвых, / и самовластие смерти упразднил; / потому мы, от Адама происшедшие, / поклоняясь, воспеваем / погребение Твое и воскресение, Христе.
Благоволивший по милости Своего сердца / быть пригвожденным на Кресте, Спаситель наш, / и избавить нас от постигшего отцов наших проклятия! / Разреши узы многих моих согрешений: / ибо можешь Ты, все, что хочешь, совершить.
На Кресте пригвоздивший древнее мое проклятие, / и источивший мне, Спаситель, благословение / кровию из ребр Твоих! / Разреши узы многих моих согрешений: / ибо можешь Ты, все, что хочешь, совершить.
Ад, встретившись с Тобой, Спаситель, / в местах подземных, ожесточился, / видя, что тех, кого некогда смог он поглотить, / ныне вынужден отдать / и обыску подвергается в преисподней, / и разграбляется, и лишается мертвых.
Хотя камень и опечатан был со стражей, / о преступные враги, / но воскрес Господь, как предсказал, / разрешая узы многих моих согрешений: / ибо может Он, все, что хочет, совершить.
Воскресший из гроба, и разграбивший ад, / и ожививший мертвых, / и нетление мне источивший воскресением Своим! / Разреши узы многих моих согрешений: / ибо можешь Ты, все, что хочешь, совершать.
Воистину постыдитесь, беззаконные, / ибо Христос воскрес, и воздвиг с Собою мертвых, взывая: / «Дерзайте, Я победил мир!» / Поверьте же Ему, или умолкните, обманщики, / отвергающие воскресение Его!
Мироносицам по воскресении из гроба / возгласивший: «Радуйтесь / и Апостолам провозгласите о воскресении Моем!» / Разреши, Благой, узы многих моих согрешений, / ибо можешь Ты, все что, хочешь совершить.
Иосифа благородного, ревнителя благочестия, / члена совета и ученика / почтим вместе с мироносицами и апостолами, / восклицая с ними радостно / и воскресение Спасителя с верою воспевая.
Слава: Сверх-существенного Божества нераздельную славу / кто сможет изречь? / Ибо Троица, являясь единой по естеству, / воспевается как безначальная, единосущная, / и как Единство прославляется / в Трех Ипостасях несложных.
И ныне, Богородичен: Во чрево Твое Вселившегося родив без мужа, / Матерь Дева чистая, / непрестанно моли, как Богородица, / разрешить узы многих моих согрешений: / ибо можешь Ты, в том, что хочешь, помогать.
Катавасия: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и покажет светоносного Ангела, / ясно возглашающего: / «В сей день – спасение миру, / ибо воскрес Христос, / как всемогущий».
Песнь 5
Канон мироносицам. Ирмос: Мглу души моей, Спаситель мой, рассеяв, / светом заповедей Твоих озари меня, / как единый Царь мира.
Ты древнюю мою одежду, / которую мне соткал, – увы мне, – сеятель греха, / снял с меня, Спаситель мой, / в меня облекшись.
Листья смоковницы / сшил мне грех мой, – увы мне, – / не сохранившему, Спаситель мой, пречистой заповеди Твоей / по совету змия.
Душу мою, израненную / разбойническими помыслами моими, / исцелил, представ и елей возлив, / Рожденный от Марии – Христос.
У Креста предстоя, непорочная Богородица / матерински взывала: / Ты оставил Меня одну, / Сын Мой и Боже!
Ты змия, источник зла, / оружием Креста Твоего низложив, / Своим воскресением сокрушил / и жало смерти, Иисусе.
«Где твое жало, смерть? / Где твоя, ад, победа?» / – пусть с нами возглашает и Адам, / – «ты сокрушен оживлением / Воздвигшего мертвых!»
Жены-мироносицы, достигнув гробницы / Оживившего пребывавших под землей, / слышали глас, возвещающий: / «Воскрес Христос!»
Благочестивых мироносиц память совершая, / и всех учеников Твоих, / в день радостного Твоего воскресения / воспеваем Тебя, Христе.
Благородного Иосифа все почтим достойно, / того, кто тело Господа с Древа снял, / и предал погребению с верою.
Слава: Тебе, Богу и Отцу, и Сыну, и Духу / я покланяюсь, – трем Ипостасям, / и верую что Три суть Одно, / по единству естества.
И ныне, Богородичен: Тебя, без семени носившую во чреве / и родившую выше естества / обновившаго естество Христа, единого Владыку / мы воспеваем, верные.
Катавасия: Бодрствовать будем с раннего утра / и, вместо мvра, песнь принесем Владыке, / и Христа узрим – правды Солнце, / всем жизнь излучающее.
Песнь 6
Канон мироносицам. Ирмос: Глубиною грехов охвачен я всегда, / и в пучине житейской утопаю: / но, как Иону от зверя, и меня от страстей / изведи и спаси меня!
Мертв ад, дерзайте, на земле рожденные! / Ибо Христос, вися на древе, / направил оружие против него, / и мертвым он лежит, ибо ограблен, / лишившись тех, кого имел.
«Разграблен ад и гробницы отворились; / дерзайте, мертвые, восстаньте!» / – Из ада возглашает вам Христос, / пришедший туда, чтобы избавить всех / от смерти и тления.
«Мертвых, которых некогда смог ты поглотить, / ныне, ад, Я отдать Мне требую!» / – возглашает тебе Податель жизни и Бог, / пришедший избавить всех / от ненасытного твоего чрева.
Жены-мvроносицы, что еще спешите? / И для чего Живому мvро приносите? / Воскрес Христос, как предсказал. / Пусть прекратятся ваши слезы / и претворятся в радость.
Полотном обвив Тебя, Христе, / Иосиф благородный положил во гробе; / и, помазав мvром разрушенный Твоего тела храм, / привалил камень великий ко гробу.
Господь воскрес, пленив врага, / и узников исторгнув, / возвел к спасению всех, / и первозданного Адама, / воздвигая его, как милосердный / и человеколюбивый Бог.
Слава: Троицу во Единстве воспоем, / с Сыном Отца прославляя, верные, / и Духа, единосущного Сыну и пребывающего во Отце, / собезначального и вечного Бога.
И ныне, Богородичен: Во чреве невозделанно зачала Ты, Чистая, / как виноградная лоза нетления Гроздь, / из Которой бессмертия потоки, / как вино, источают нам вечную жизнь.
Катавасия: Сошел Ты в глубочайшие места земли / и сокрушил засовы вечные, / державшие заключенных в оковы, Христе, / и на третий день, как из кита Иона, / воскрес из гроба.
Кондак, глас 2
«Радуйтесь» мироносицам возгласив, / плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; / Апостолам же Твоим повелел провозглашать: / «Спаситель воскрес из гроба!»
Икос: Ко гробу Твоему идя, Спаситель, / мироносицы мысленно недоумевали в себе и говорили: / «Кто камень отвалит нам от гроба?» / И, взглянув, видят, что отвален камень, / облику же и одеянию Ангела дивились / и, трепетом охваченные, уже о бегстве помышляли. / Но юноша к ним возгласил: / «Не бойтесь, Тот, Кого вы ищете восстал; / подойдите, посмотрите место, / где лежало тело Иисуса, / и идите скорее, возвестите ученикам: / «Спаситель воскрес из гроба!»
Песнь 7
Канон мироносицам. Ирмос: Херувимам подражая, / отроки ликовали в печи, взывая: / «Благословен Ты, Боже, / что по истине и по суду навел все это за грехи наши, / прехвальный и прославленный во все века!»
Ты, как Человеколюбец, / желая всех, Тобою созданных, / от заблуждения спасти, / претерпел пригвождение на Кресте, / чтобы образ Свой, страстями погребенный, / Твоею плотию, Спаситель, обновить / и, ниспровергнув ад, / воскресить и умерших с Собою.
На Кресте возвышаемый, / всех призвал к Себе Ты, Милосердный, / как и обещал, Благой: / ибо воистину все это за грехи наши / Ты претерпеть благоволил. / Потому и разбойнику райские врата / Ты отверз, Спаситель.
Ты разрушенный телесный храм / воздвиг на третий день из гроба, / как обещал, Благой, / чтобы воистину славу Свою явить, / источаемую Тобою нам по нашей вере, / и узников освободив, / которых прежде ад удерживал в оковах.
О, безрассудство Иудеев! / О безумие беззаконников! / Что недостоверное увидев, вы не поверили Христу? / Не то ли, что Он словом немощных воздвиг? / Ине то ли, что Он Сам спас весь мир? / Да убедят вас хотя бы воины / или воскресшие из мертвых!
Омертвевшие стражи пусть только скажут, / что был украден Тот, Кого они, неразумные не видели, совсем! / Ведь если воскресшим они не видели Его, ни ощутили, / как то́, что Он украден, могли откуда-то узнать? / Пусть убедит вас хотя бы этот камень / и пелены погребальные Христовы.
Что вы Христа как мертвого охраняете? / Для чего, евреи, вы печати на камень наложили, / в страхе опасаясь кражи? / Вот, воистину гроб был запечатан: / как же бывоскрес, не будь Он Богом, Христос? / Пусть убедят вас воскресшие и явившиеся многим.
Слава: Со Отцом славим Сына и Духа Святого, / взывая непрестанным гласом: / «Троица, единое Существо, помилуй, спаси всех! / Единый в трех Лицах, смилуйся над нами, / Боже, прославленный вовеки!»
И ныне, Богородичен: Как во чреве Твоем, Пречистая, / вместила Ты Младенца, / пред Которым трепещут воинства Ангельские, как пред Богом? / Только потому, что Сам Он восхотел того / и, как знает Сам, туда вселился, / спасти желая всех земных, рожденных от Адама, / освободив Адама от того проклятия, / что постигло его за горькое вкушение.
Катавасия: Отроков из печи Избавивший, / став человеком, / страдает как смертный, / и Своим страданием / облекает смертное в красоту бессмертия, / Единый благословенный / Бог отцов и препрославленный.
Песнь 8
Канон мироносицам. Ирмос: В кусте терновом Моисею чудо Девы, / некогда на Синайской горе Прообразовавшего, / воспевайте, благословляйте и превозносите во все века!
Лучи солнца скрывались / в страхе пред страданиями Христа, / и восставали мертвые, и горы колебались, / и земля сотрясалась, и терял свою силу ад.
В печи некогда пребывавшие треблаженные отроки, / возвышая руки, прообразовали / пречистый Крест Твой, Благой, / которым Ты низложил, Христе, / могущество врага.
О Иудеи слепые, обманщики и преступники, / Христову воскресению неверующие, как лжи! / Что недостоверного вы видите, / в том, что воскрес Христос, / мертвых с Собой воздвигнув?
О Иудеи враждебные, если и нам не верите, / у ваших воинов спросите вы, / что испытали они? / Кто руками камень отвалил от гроба?
Кто иссушил смоковницу? / И кто исцелил сухую руку? / Кто насытил некогда множество людей в пустыне? / Кто это, если не Христос Бог, / мертвых воздвигший!
Кто просветил слепых / и прокаженных очистил, / и хромых исцелил, / и шествовал, ног не омочив, по морю, как по суше? / Кто это, если не Христос Бог, / мертвых воздвигший!
Кто мертвого уже четыре дня / воздвиг из гроба, как и вдовицы сына? / Кто укрепил, как Бог, расслабленного на одре? / Кто это, если не Христос Бог, / мертвых воздвигший!
Взывает самый камень, печати возглашают, / те, что вы наложили, / поставив стражу, охраняющую гроб: / «Воистинну воскрес Христос и живет вовеки!»
Воистину воскрес Христос, / разграблен ад, / змий умерщвлен, освобожден Адам, / спасены пребывавшие в преисподней! / Что не веруете еще, / ненавистники и преступники?
Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.
Со Отцем Сына и Святого Духа, / Святую Троицу во едином Божестве / мы славим, возглашая: / «Свят, свят, свят Ты вовеки!»