Сообщение о театре эпохи Возрождения

Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.

Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.

Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений. Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.

Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.

Пьеса Шекспира с 1595 года становится необычайно популярной до 1642 года, пока она не была запрещена Пуританским парламентом. В 1669 году постановки спектакля вновь возобновились.

Трагедия «Ромео и Джульетта» -- это пьеса, которая часто бывает в репертуаре театров мира. В Кривом Роге эта трагедия шла на подмостках театра «Академия движения».

Впервые это произведение было экранизировано американцами в 1936 году.

Но эпохальным и до сих пор непревзойдённым считается фильм итальянского режиссёра Дзеффирелли. Фильм был снят в 1968 году. Его фильм – достоверное воплощение любви двух веронских влюблённых. Прекрасная музыка Нино Рота к фильму впоследствии стала классикой. Фильм Дзеффирелли получил два «Оскара».

В 1996 году был снят фильм «Ромео плюс Джульетта», который переносит зрителя в наши дни. Герои живут в жестокой и циничной среде, где почти не осталось места для живого и трепетного чувства. В 2013 году вышла ещё одна экранизация трагедии "Ромео и Джульетта".

Трагедия "Ромео и Джульетта" - пьеса о вечной любви, которая не умерла даже со смертью героев. Их смерть объединила Монтекки и Капулетти. Свет любви, зажженный Ромео и Джульеттой, в наше время не потерял своего тепла, своей животворной силы.

В Вероне на кладбище и в наши дни показывают гробницу Джульетты. Скептики утверждают, что это мистификация, что не было ни Ромео, ни Джульетты, что их трагедия – лишь выдумка поэтов, что гробница возведена всего лишь ради удовлетворения патриотических амбиций горожан. Но многочисленные туристы не могут не посетить кладбище и не положить цветок на могилу милых сердцу героев.

Для нас имена Ромео и Джульетты – это символ преданной и возвышенной любви.

Они ушли во тьму,

Но не исчез их след.

 

УРОК 2.

Классицизм (лат.classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки: 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители: в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».

Основная идея – подчинение личных интересов государственным

Основное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным

В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе

Черты: - культ разума;

- художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

- строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

- жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства;

- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительные и отрицательные;

- идеализация героев. Абсолютизация идей;

- активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Требования:

1.Соблюдение трех единств: единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета);

Единство места – действие происходит в одном и том же месте (для сохранения правдоподобия);

Единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий.

Разграничение жанров на «высокие» и «низкие»

Строгая иерархия жанров

Высокие низкие

В них осваивается общественная жизнь, В них осваивалась повседневная

история, действуют герои, полководцы, жизнь людей. Разностопные монархи. Мифологические и библейские стихи, проза, разговорный стиль,

сюжеты. Идея служения государству. Бытовые детали.

Александрийский стих. Разговорная Комедия, сатира, басня.

лексика не допускалась

Трагедия, эпопея, ода.

 

- Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер.

Однажды французский король Луи XIV (Людовик XIV) спросил у одного придворного, кто из писателей прославит время его правления в своем творчестве, и был очень удивлен, услышав: «Мольер!» Взгляните, пожалуйста, на портрет Мольера. Один из его современников когда-то сказал: «Роста он был скорее высокого, чем низкого, имел благородную осанку, поступь красивый. Он ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови». И он ничего не сказал о глазах драматурга, большие, темно-карие, удивительно красивые глаза, в которых светятся ум и честность. Честность - величайший двигатель в искусстве, которое требует от художника изображения правды жизни, вдохновляет на борьбу со злом, защищает мастера слова от заключения компромиссов с собственной совестью.

Настоящее имя драматурга - Жан-Батист Поклен. Он родился в семье придворного обойщика. Большое влияние на мальчика оказали рано умершая мать Мария Поклен и её отец Луи Крессе, страстно любивший театр.

Учился в привилегированном Клермонском коллеже, где его однокашниками были сразу три принца, в том числе принц де Конти, будущий покровитель драматурга.

Получив профессию юриста, Жан-Батист некоторое время находился при дворе Людовика XIII, а затем вступил в труппу странствующих актёров. С этого момента он перестал носить прежнюю фамилию и стал именоваться Мольером.

Но театр, именовавший себя «Блистательным театром», через три года был закрыт за долги. Мольер и его самые близкие друзья-актёры 12 лет странствовали по Франции. Он начал писать пьесы для своей труппы – весёлые одноактные фарсы.

Осенью 1658 г. труппа Мольера была приглашена в Париж и выступила в Лувре перед молодым королём Людовиком XIV, разыграв трагедию Корнеля «Никомед» и небольшой фарс собственного сочинения – «Влюблённый доктор». Королю представление понравилось, и он решил оставить труппу в Париже, передав её под покровительство своего брата герцога Филиппа Орлеанского. Так возник французский театр комедии.

Комический гений Мольера обнаруживается как в фарсах, так и в самых возвышенных комедиях. Изобретательность, здравый смысл, естественность, жизнерадостная весёлость – отличительные особенности его произведений; многие из героев и персонажей его комедий стали нарицательными.

Мольер, хорошо понимавший человеческую природу, женился на девушке из своей собственной театральной труппы. Она была на 20 лет его моложе и это стало причиной смешных положений, в которые частенько попадал драматург.

Лучшие комедии Мольера: «Смешные жеманницы» (1659), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Жорж Данден, или Одураченный муж» (1668), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670). Его очаровательные в своей комичности герои, искрометные диалоги, лихо закрученные сюжеты заставляли зрителей на пару часов забыть абсолютно обо всём.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий, высмеивающая страх перед неизбежной смертью. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 г. Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался.

Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

Ни один из периодов развития искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до наших дней. Одно из свидетельств живого значения классицизма в литературе – творчество Мольера. Жан Батист Поклен (Мольер – его литературный и сценический псевдоним) прожил очень недолгую жизнь, но навеки вошел в историю искусства.

Имя Мольера по праву может быть названо в ряду самых великих художников.

Он был великим драматургом, но, прежде всего, актером, актером всей душой, всеми помыслами принадлежавшим театру. Многие

его современники, в том числе знаменитые писатели XVII века, писали комедии, но никто из них не знал театр так, как Мольер.

И ему одному было суждено стать создателем подлинно народной комедии, исполненной жизнерадостной веселости и вместе с тем мудрости и любви к людям. Мольер создал жанр “высокой комедии” и этим открыл новую страницу в истории не только французского, но и мирового театра. Большое значение он имел и для нашего театра.

Идейная содержательность пьес Мольера, приемы разработки характеров, общие формы “высокой” и “веселой” комедии стали достоянием его наследников. Такие образцы

высокой комедии, как “Тартюф”, и веселой, как “Мещанин во дворянстве”, являются показательным выражением дарования Мольера.

Он выбрал жанр комедии, так как в ней можно высмеять пороки общества или конкретного человека. Но комедия также может возвысить человека в глазах окружающих. Комедии Мольера редкостны по искусству завязки и развития событий.

Развязки комедий Мольера часто являются механичными и построенными на совершенной случайности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: