Принципы жанровой типологии PR текстов

В основе жанровой типологии текстов лежат функционально-структурные признаки. Кривоносов предложил следующие:

1. По степени эксплицированности дифференциальных признаков

-базисные(тексты, которые полностью соответствуют совокупности дифференциальных признаков ПР текста)

-смежные(тексты, имеющие слабо выраженные дифференциальные признаки)резюме, слоган, пресс-ревью

2. По степени первичности базисные делятся на:

-первичные(тексты, исходящие от базисного субъекта)

-вторичные(опосредованные, медиатексты)

3. По степени сложности первичные делятся на:

-простые(конкретные тексты, как опредлененная, отграниченная от других текстов данность, существующая в пространстве ПР-коммуникаций, как самостоятельная и самодостаточная)

-комбинированные(набор первичных простых текстов

Основные группы жанров простых первичных ПР-текстов:

1. Оперативно-новостные жанры(тексты, оперативно передающие ранее не известную общественности новостную информацию, касающуюся базисного субъекта ПР) пресс-релиз и приглашение.

Объектом отображения здесь становится новость, связанная с деятельностью базисного субъекта ПР, а предметом отображения- событие или персона

2. Исследовательско-новостные жанры (сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование. К исследовательско-новостным мы относим бэкграундер и лист вопросов-ответов

3. Образно-новостные жанры(имеют мнимое авторство, но подписаны первым должностным лицом, имеют рамочную структуру т.е. начинаются с обращения и заканчиваются подписью) байлайнер,поздравление и письмо

4. Фактологические жанры(содержат дополнительную информацию по отношению к новостному событию из жизни базисного субъекта ПР, передают актуальную информацию о базисном субъекте в виде фактов) фактлист, биография

5. Исследовательские жанры(предполагают наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особая стилистика, тяготеющая к научному стилю.) заявления для СМИ

И.А. Имшинецкая выделяет особый рекламно-коммерческий стиль речи, не рядоположенный известным функциональным стилям: «базовой специфической стилевой чертой рекламно-коммерческих текстов, определяемой их экстралингвистической основой, является персуазивность» Имшенецкая, И. А. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях: Дис.... канд. филол. наук / И.А. Имшинецкая. - Пермь, 2011. - С. 84.

 

Основанием для типологизирования речевых жанров коммерческой рекламы И.А. Имшинецкая считает дифференциацию маркетинговой деятельности и предлагает группы речевых жанров, определяемых характером коммуникативной стратегии (сбытовой или имиджевой) и спецификой классов продаваемых товаров.

 

Предлагается следующая классификация речевых жанров рекламной коммуникации:

 

1. Речевые жанры имиджевой рекламы: а) имиджевая реклама товаров повседневного спроса; б) имиджевая реклама товаров импульсивного спроса; в) имиджевая реклама товаров предварительного спроса; г) имиджевая реклама товаров особого спроса; д) имиджевая реклама товаров пассивного спроса.

2. Речевые жанры сбытовой рекламы: а) сбытовая реклама товаров повседневного спроса; б) сбытовая реклама товаров импульсивного спроса; в) сбытовая реклама товаров предварительного спроса; г) сбытовая реклама товаров особого спроса; д) сбытовая реклама товаров пассивного спроса. Классификация построена на основе того, что «при продуцировании сбытовой рекламы фактов «объекта продажи» (маркетинговый тип товара) является жанрообразующим» Там же, с. 142.

Кроме того, И.А. Имшинецкая выделяет «жанрообразующие типовые смыслы» Там же, с. 143, характеризующиеся, по её мнению, персуазивной направленностью: полезность, привлекательность для целевой аудитории ингредиентов продукта и др.

 

На наш взгляд, классификация речевых жанров И.А. Имшинецкой достаточно обширная, однако не учтены такие текстовые категории, как, к примеру, субъективная модальность, которая позволяет объединять или дифференцировать выделенные исследовательницей жанры. К тому же, если придерживаться концепции М.М. Бахтина, то из трёх компонентов, составляющих речевой жанр, во главу всей классификации поставлен один - тематическое содержание, а композиция сообщения и стилистические возможности строго подчинены первому. Названия речевых жанров не представлены ёмко, а имеют описательные номинации.

Полезные ссылки:

https://medialing.ru/reklamnyj-diskurs-v-chem-ego-osobennosti/

Https://studwood.ru/846003/pravo/zhanry_reklamnyh_tekstov_russkoyazychnom_internete

Https://students-library.com/library/read/11663-osnovnye-podhody-k-zanrovoj-tipologii-pr-tekstov-osnovnye-gruppy-zanrov

https://vuzlit.ru/417335/ponyatie_kommunikatsii

https://science-education.ru/ru/article/view?id=11842

Https://studme.org/109957/informatika/osnovy_kolichestvennoy_teorii_informatsii

https://vestnik.journ.msu.ru/books/2016/1/problemnye-terminy-nauk-o-massovykh-kommunikatsiyakh/

https://studfile.net/preview/2041886/page:3/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: