Если заказчик (инвестор) принял решение о реализации инвестиционно-строительного проекта с применением BIM (на всех или отдельных стадиях жизненного цикла), то в дополнение к традиционному техническому заданию служба технического заказчика должна разработать документ «Информационные требования заказчика». Таким образом, данный документ входит в комплект договорной документации по проекту.
Основная цель разработки «Информационных требований заказчика» – четко сформулировать требования по предоставлению информации в соответствии с ключевыми точками принятия решений или этапами проекта, что позволяет исполнителям (проектировщикам и строителям) подготовить Планы реализации BIM-проектов (BEP), по которым заказчик может оценить предлагаемый подход и возможности по предоставлению требуемой информации.
Требования к информации должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и c ограниченными сроками в отношении определенных этапов проекта и обмена информацией.
Прежде всего, заказчик (инвестор) должен определить, какую пользу может принести BIM в части реализации требований к проекту, т.е. сформулировать цели и определить задачи применения BIM.
К современным проектам промышленных предприятий, как правило, предъявляются два основополагающих требования:
· обеспечение безопасной эксплуатации объекта;
· минимизация совокупных затрат жизненного цикла объекта.
Реализация этих требований обеспечивается за счет соблюдения существующих нормативно-технических документов, качественного управления на всех стадиях жизненного цикла объекта, использования эффективных технических решений, инноваций, энергоэффективных материалов и оборудования и, в том числе за счет применения цифровых технологий, включая BIM.
Рисунок 5.4. Состав информационных требований заказчика
В качестве примера документа, описывающего состав информационных требований, рекомендуется использовать документ Employer’s Information requirements. Core Content and Guidance Notes, Version 07 28.02.13, BIM Task Group.
В общем случае информационные требования заказчика могут содержать технические, организационно-управленческие и коммерческо-правовые аспекты, в том числе:
· цели и задачи применения BIM на различных стадиях ЖЦ;
· этапы работ и контрольные точки выдачи информации;
· требования к стандартам и регламентам информационного моделирования (при их наличии у заказчика);
· требования к составу и структуре BIM-моделей;
· требования к согласованности систем координат;
· требования к объемам моделирования и уровням проработки элементов моделей;
· требования к составу и форматам выдачи результатов проекта;
· требования к качеству информационных моделей;
· требования к среде общих данных, процедурам согласования, способам и форматам обмена данными, правилам именования файлов, требования к общим сетевым ресурсам;
· требования к защите информации от несанкционированного доступа;
· распределение ролей и функций участников проекта (матрица ответственности);
· методика по установлению критериев оценки заявок на участие в конкурсах по выбору исполнителей (требования к квалификации);
· положения о правовом статусе информационных моделей;
· прочие требования (например, требования к программному обеспечению).
Если у заказчика есть библиотечные компоненты BIM, стандартные шаблоны для ПО, то они должны быть включены в технические требования.
Хорошей практикой подготовки требований заказчика является анализ опыта эксплуатации аналогичных объектов, который осуществляется совместно с эксплуатирующей организацией, предоставляющей необходимую информацию к обеспечению надежной, безопасной эксплуатации и соответствующие требования к проекту.