Перспективы развития дактилоскопии

С 2004 года в США и странах Европы, имеющих с США подписанное соглашение о безвизовом пересечении границы, вступает в действие биометрическая паспортизация. Базовые данные о лице, отпечатках пальцев и сетчатке глаза будут запрограммированы на микрочипе и прикреплены к специальной пластиковой странице паспорта. С учётом скорости развития высоких технологий, не за горами то время, когда человечество вообще откажется от бумажных паспортов и перейдет на биометрические характеристики.

Биометрией называется прикладная область знаний, учитывающая уникальные характеристики человеческого тела. Нет в мире двух одинаковых индивидуумов с идентичными биометрическими данными. Наиболее часто в биоидентификации выделяют следующие признаки: фрагменты генетического кода, дактилоскопический узор пальцев, радужная оболочка глаза, параметры голоса, форма лица, форма кисти руки, термограмма лица (характер расположения кровеносных сосудов), волосяной покров, химические выделения кожи, характер подписи.

Так, до событий 11 сентября менее 80% граждан США поддерживали идею всеобщей биометрической паспортизации, после известных событий число сторонников биометрического контроля возросло в десятки раз. Актуальной становится идея создания банка данных биометрических систем граждан России, особенно пользующихся услугами авиатранспорта и совершающих зарубежные поездки.

Сегодня рынок биометрических систем представлен сотнями компаний, среди которых такие известные как Symantec, Sagem Morpho и др. По прогнозам мировой объём биометрических систем в 2005 году достигнет 5 млрд. долларов (в 2003 году он равен 1 млрд.).

Ни один из видов биоидентификации не обеспечивает 100% надежности, но темпы научно-технического прогресса таковы, что в скором будущем можно не сомневаться в успешности нововведений. Наиболее практичными и перспективными для распространения на нынешнем этапе считаются методы дактилоскопии, распознавания сетчатки глаза, форм лица и ладони.

Повсеместное внедрение биометрии имеет не одних только сторонников. Большое количество граждан считает эту технологию средством построения тотального контроля и слежки и усматривает в данном подходе прямое нарушение гражданских прав. Объём личной информации, требуемый к раскрытию гражданами перед государственными службами в целях коллективной безопасности, оставляет сомнения, насколько добросовестно будет использована эта информация компетентными органами.

Однако отдельные протесты и сомнения не могут остановить распространение технологий биометрики. Со временем процедура всесторонней визуальной идентификации будет осуществляться настолько быстро и незаметно для прохожих, что повод для возмущения исчезнет, слежку невозможно станет обнаружить. Массовое тестирование людей толпы высокотехническими средствами биоидентификации в течение 1 секунды станет возможным уже в ближайшие 2 года.

Ну, а в более отдалённой реальности, полагают специалисты, не исключено появление и средств тестирования психологических параметров личности по вопросам намерений и мотиваций, вопросы, которые позволят планировать предотвращение только задуманных преступлений.

В Украине же в настоящее время дактилоскопирование граждан регламентируется Законом Украины "О милиции" и предусматривает регистрацию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также за бродяжничество, заключенных под стражу в связи с постановлением следователя или лица дознание и по приговору суда.

В то же время ежегодно в Украине пропадают без вести несколько десятков тысяч человек (только в 2001 году их было около 25 тыс.) и устанавливается личность почти 14 тыс. неопознанных трупов и лиц, неспособных по состоянию здоровья сообщить сведения о своей личности. [10. с.54] В июне 1999 года депутатами Верховной Рады Украины С.И. Синенко и Н.О. Кириченко был подготовлен проект Закона Украины "О дактилоскопии" [11]. Однако его положения вызывают не только сомнения, но и явное недоумение специалистов. Некорректно уже само название ведь дактилоскопия - это только раздел трасологии, изучающий и разрабатывающий многие аспекты следообразования и работы со следами, в том числе и процедуру дактилоскопирования. На их взгляд вариант названия "Об организации дактилоскопического учёта в Украине" более соответствует содержанию этого нормативно-правового акта. Требования обязательного дактилоскопирования новорожденных, иностранцев, пребывающих на Украине более месяца, а также доноров органов и тканей не выдерживают критики. В то же время, следует признать, что этот законопроект был попыткой дактилоскопической регистрации всего населения Украины.

В сентябре 1991 года эти же авторы совместно с С.Д. Третьяковым предложили значительно переработанный вариант законопроекта под тем же названием [12].

Содержание нового проекта в целом отражает положения вышеупомянутого российского закона с отечественными дополнениями, которые также оказались не совсем удачны. Особое возражение вызывает предложение отнести к дактилоскопической информации узоры кожи руки ладоней руки, ступней ног и губ человека. Во-первых, "дактилос" - это по-гречески всё-таки палец, а во-вторых, эти узоры хотя и пригодны для идентификации, но ещё не имеют разработанной системы классификации, позволяющей создавать упорядоченные массивы и производить быстрый поиск и идентификацию.

По мнению специалистов, проблема дактилоскопической регистрации населения Украины имеет несколько аспектов.

Прежде всего, это правовая проблема. Утверждения о том, что получение и использование дактилоскопической информации соответствует Конституции Украины и соблюдает права и основные свободы человека и гражданина, в преамбуле вышеупомянутого законопроекта, необоснованны. Процедура дактилоскопирования нарушает неприкосновенность личности, какой бы простой и безболезненной она не была. Использование полученной информации означает, что государство получает возможность тотального контроля за человеком, начиная от его личной жизни и заканчивая выполнением общественных и трудовых и иных обязанностей. Аргументы, подобные тому, что законопослушным гражданам такой контроль безразличен, по меньшей мере, не искренни. Поэтому, дактилоскопирование населения должно прямо объясняться в законе как ограничение, вызванное стремлением достижения законных целей, борьбой с преступностью, необходимостью идентификации погибших, больных и детей, учёта населения в связи с упразднением института прописки и т.д.

Во-вторых, организационно-технические проблемы. Сегодня дактилоскопирование, учёт и использование дактилоскопической информации производятся в подразделениях МВД. Уже накоплен определённый опыт, созданы значительные массивы данных, приобретена и эксплуатируется специальная техника, программное обеспечение. Только в Автономной Республике Крым электронная база данных содержит сведения о 150 тыс. лиц и 3 тыс. следах с мест нераскрытых преступлений. Думается, что создание каких-либо независимых специальных ведомств для этих целей, было бы хоть и заманчиво с точки зрения контроля за использованием дактилоскопической информации, но слишком дорого и потому нецелесообразно. Тем не менее, особо ценная информация, например отпечатки пальцев сотрудников спецслужб не могут сосредотачиваться в общих массивах, (даже МВД) по соображениям государственной безопасности.

Сама процедура дактилоскопирования требует определённых затрат. Стоимость одного комплекта бескраскового сканирования составляет более 1,5 тысяч долларов, поэтому стеклянные пластины, валик и типографская краска образца XIX века, всё ещё остаются атрибутами процедуры получения отпечатков пальцев. Программное обеспечение обработки электронной дактилоскопической информации в Украине до сих пор не унифицировано. Часть подразделений используют западную программу "DEX”, а другая часть - российскую “SONDA”. В єлектронные массивы введены уже более миллиона дактилокарт и следов пальцев рук с мест поисшествий. [13. с.61]

И, наконец, этическая проблема. Как уже отмечалось, дактилоскопия в сознании большинства населения ассоциируется, прежде всего, с идентификацией преступников. И человек невольно ощущает себя потенциальным подозреваемым, подвергаясь процедуре дактилоскопироания. Такой стереотип необходимо устранять, подобно тому, как это произошло с фотографированием для паспорта. Однако добиться этого не просто, и, на наш вигляд, этическая проблема является самым основным аргументом против введения немедленной всеобщей дактилоскопической регистрации в Украине. Дактилоскопированные должны быть уверены, что полученная у них информация будет использоваться правомерно, не выйдет из-под контроля. К сожалению, практика свидетельствует, что уже произошла утечка информации из баз данных ГАИ, адресного бюро, таможни, налоговой инспекции.

В прошлом году исполнилось 100 лет украинской дактилоскопии. Это обстоятельство стимулирует нас высказаться о состоянии и перспективах развития этого вида криминалистических исследований. Надо признаться, что современная дактилоскопия сложилась в мощное учение и метод познания человека по материально-фиксированным следообразованиям - следам рук. Как известно, теоретически она базируется на трех постулатах: индивидуальности кожных узоров рук, их неизменности и возможности классификации, незыблемость которых становилась все яснее по мере развития теоретических основ дактилоскопии. [14. с.66]



Заключение

 

Изучение проблемы дактилоскопирования населения Украины позволяет делать следующие выводы.

Наше государство ещё не готово к воплощению в жизнь идеи всеобщего дактилоскопирования населения ни технически, ни морально. Эту проблему следует решать постепенно, представив возможность для добровольного дактилоскопирования всех желающих и расширения круга лиц, подлежащих обязательному дактилоскопированию.

Обусловить необходимость дактилоскопирования может наличие у лица права получения от государтва каких-либо благ, льгот, гарантий. Например, включение профессии в перечень подлежащих обязательному государственному страхованию, должно требовать дактилоскопирования всех её представителей

Дактилоскопированию должны подвергаться лица, назначаемые на ответственные должности, субъекты крупных гражданско-правовых сделок, иностранцы, пребывающие в Украину для получения образования, на работу или в поисках убежища, душевнобольные, признанные недееспособными, иные больные, которые не в состоянии сообщить сведения о себе. Следует законодательно закрепить и необходимость обязательного дактилоскопированя лиц, которые в ситлу своих професссиональных обязанностей могут оставить следы рук в зоне поиска дактилоскопической информации. Обязательной регистрации должны подвергаться несовершенолетние и престарелые люди, склонные к ходу из мест жительства и бродяжничеству. Требуется и дополнение перечня правонарушителей, подлежащих дактилоскопической регистрации. Необходимо включать лиц, подвергнутых административному престу, лиц, наказанных за административные правонарушения, связанные с обращением и хранением оружия и других источников повышенной опасноти, обвиняемых и подозреваемых, преследование которых прекращено по не реабилитирующим основаниям.

Поскольку всеобщая регистрация населения является конечной целью дактилоскопирования, думается, что удаление дактилоскопической информации из баз данных не следует ускорять и упрощать. Известно, что дактилоскопическая идентификация возможна и в первые посмертные месяцы, так что срок хранения дактилоскопических сведений, равный 75 годам, не будет чрезмерным. Тем более, что возможности техники делают реальным состредоточение и хранение практически не ограниченых массивов данных.

И последнее, несмотря на появление новых возможностей идентификации личности, дктилоскопические методы остаются непревзойдёнными по надёжности, простоте использования и себестоимости. Всё это оправдывает даже те значительные затраты, которые предусматривает организация дактилоскопической регистрации населения нашей страны.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: