Глава 1. Теоретические основы операций кредитных организаций с государственными ценными бумагами

1.1. Сущность и виды операций кредитных организаций с государственными ценными бумагами

 

 

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач[1].

В настоящее время рынок государственных ценных бумаг является одним из наиболее значительных сегментов финансового рынка России, который представляет собой особую форму движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов.

При этом рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции: позволяет правительству эффективно управлять государственными финансами, предоставляет Банку России инструментарий для осуществления эффективной денежно - кредитной политики, регулирования уровня ликвидности и поддержания стабильности процентных ставок, дает ориентир уровней безрисковых процентных ставок в стране, предоставляет всем заинтересованным экономическим субъектам высоконадежные финансовые инструменты.

С общеэкономической точки зрения финансовый рынок составляют рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов (ссудных капиталов). Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг. Еще более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит очень большое количество государственных ценных бумаг[2].

Государственные ценные бумаги – облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

Организация выпуска приводится в действие профессиональными специалистами в области фондового рынка, которые называются андеррайтерами. Таким понятием характеризуется лицо, которое обладает экономическими знаниями и финансовыми способностями для полноценного участия в фондовом рынке. Специалист организует юридически верный договор с эмитентом, взяв на себя ряд обязательств по выпуску и размещению бумаг. Затем андеррайтер регистрируется согласно закону в государственных органах, выполняя все нужные условия и правила. После он размещает облигации среди потенциальных инвесторов.

Эмиссия позволяет оперативно получить большие дополнительные средства для финансирования крупных проектов России. Государственные ценные бумаги можно классифицировать по нескольким признакам, таким как форма и срок обращаемости, по виду эмитента и т.д.

Общая классификация государственных ценных бумаг:

1. По форме обращаемости:

а) рыночные государственные ценные бумаги – могут без проблем обращаться на рынке ценных бумаг и имеют возможность перепродажи другим после первичного размещения на фондовом рынке. Они наиболее ликвидные и надежные, а также очень хорошо покупаются и продаются на обоих фондовых рынках (к ним относятся среднесрочные облигации, казначейские векселя, боны;

б) нерыночные государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, которые были приобретены один раз и не могут быть проданы и куплены другими субъектами рынка ценных бумаг, не могут переходить от одного субъекта к другому. К ним относятся сберегательные боны и сертификаты, процентные и дисконтные сертификаты, ноты казначейские, которые предназначены для инвесторов (обычно иностранных) и другие. Почти вся часть этих ценных бумаг находится у государства, т.е. в правительственных учреждениях, местных органов власти, частных лиц и правительств других стран[3].

Данные государственные ценные бумаги обеспечивают инвесторам: стабильность дохода, наибольшую сохранность основного займа (суммы).

2. По сроку действия:

а) краткосрочные – казначейские векселя, на срок от недели до 1 года. Данные ГЦБ выпускаются в безбумажной форме, поэтому все операции с ними осуществляются только по счетам депо.

б) среднесрочные – ноты, на срок от 1 года до 5 лет. Среднесрочные ГЦБ являются достаточно надежными, по сравнению с долгосрочными ГЦБ.

в) долгосрочные – боны, на срок более 5 лет. Выпускаются, главным образом, с целью привлечения в сферу государственного кредита сбережений населений.

3. По виду эмитента:

а) ценные бумаги федерального правительства;

б) муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

в) ценные бумаги государственных учреждений;

г) ценные бумаги, которым придан статус государственных[4].

4. По способу выплаты (получения) доходов:

а) процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);

б) дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

в) индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

г) выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

д) комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов[5].

5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:

а) на покрытие дефицита бюджета;

б) рефинансирования задолженности по осуществленным ранее облигационным займам;

в) отсрочки уплаты долга;

г) финансирования целевых программ[6].

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение задач государственного значения. Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.

Виды государственных ценных бумаг:

1. Государственные долгосрочные облигации (ГДО) – это вид ценных бумаг, которые эмитируются государством под обеспечение государственной собственности. При этом владение государственной облигацией не даёт её держателю право на управление залоговым имуществом, а лишь предоставляет право на фиксированную дисконтную или процентную доходность. В качестве обеспечения этого вида ценных бумаг выступают не только валюта страны, но и имущественные доли на государственные компании. Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц. Обслуживание ГДО возложено на учреждения Банка России. Доход выплачивается один раз в год 1 июля путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций только в безналичной форме[7]. Специфика и основные черты государственных долгосрочных облигаций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Специфика и основные черты ГДО

Эмитент Правительство РФ
Форма эмиссии Документарная с обязательные централизованным хранением
Вид облигации Именная купонная (15% годовых)
Валюта займа Рубль
Номинал 100 рублей
Срок обращения 30 лет
Частота выплат по купону 1 раз в год
Размещение и обращение Кредитные организации (внебиржевой рынок)

2. Облигации внутреннего государственного валютного займа – являются нетипичным для рынка государственных облигаций инструментом. ОВГВЗ были выпущены как инструмент погашения внутреннего долга в иностранной валюте по обязательствам перед коммерческими банками, совместными предприятиями, внешнеторговыми организациями, государственными предприятиями и кооперативами по их валютным счетам. ОВГВЗ являются процентными ценными бумагами на предъявителя, выпущенными в документарной форме. Частью каждой облигации является комплект купонов, по которым производятся выплаты процентов 14 мая каждого года. Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Заемщик выплачивает причитающиеся на даты платежа суммы основного долга и процентов в долларах США. Сумма основного долга по облигациям и купонам выплачивается держателю через назначенных платежных агентов путем перевода соответствующей суммы в долларах США на счет держателя облигаций после предъявления соответствующих купонов[8]. Специфика и основные черты облигаций внутреннего государственного валютного займа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Специфика и основные черты ОВГВЗ

Эмитент Министерство финансов РФ
Форма эмиссии Документарная
Вид облигации Купонная на предъявителя(3% годовых)
Валюта займа Доллар США
Номинал Одна, десять и сто тысяч долларов
Срок обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет
Частота выплат по купону 1 раз в год

3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ – государственная именная ценная бумага, имеющая срок обращения до 1 года и предоставляющая право ее владельцу на получение дохода в виде разницы между ценой реализации на вторичном рынке (номинальной стоимостью при погашении) и ценой покупки. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центральный банк РФ, и в сою очередь берет на себя обязательства по своевременному погашению задолженностей по государственным ценным бумагам. Форма выплаты дохода – дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала. ГКО не изготавливается в документарной форме. Учет отдельных облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам «депо». Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Подобные ценные бумаги выпускаются с разными целями. Например, чтобы привлечь инвестиции в разные сферы экономики или устранить дефицит государственного бюджета[9]. Специфика и основные черты государственных краткосрочных облигаций представлены в таблице 3.

Таблица 3

Специфика и основные черты ГКО

Эмитент Министерство финансов РФ
Форма эмиссии Бездокументарная
Вид облигации Именная дисконтная
Валюта займа Рубль
Номинал От 10 руб. устанавливается эмитентом при выпуске
Срок обращения 1 год
Размещение и обращение Московская межбанковская валютная биржа

4. Облигации Федерального Займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, то есть по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге. Каждый выпуск подтверждается сертификатами, которые хранятся в Минфине и депозитарии. Генеральным агентом по выкупу, обмену, хранению и обслуживанию выпусков государственных облигаций является Центральный банк РФ. ОФЗ числятся за владельцем в реестре Центробанка в виде электронных номеров. Физическое лицо не сможет купить ОФЗ напрямую: вся деятельность частных инвесторов на бирже осуществляется через посредников – брокеров. Доход по ОФЗ складывается из двух составляющих: купонного дохода и дохода от продажи/погашения. Государственные облигации облагаются налогом в размере 13%[10]. Специфика и основные черты облигаций федерального займа представлены в таблице 4.

Таблица 4

Специфика и основные черты ОФЗ

Эмитент Министерство финансов РФ
Форма эмиссии Документарная с обязательным централизованным хранением
Вид облигации Именная купонная
Валюта займа Рубль
Номинал 1000 рублей
Срок обращения Свыше 1 года
Частота выплат по купону 1 раз в год
Размещение и обращение Московская межбанковская валютная биржа

5. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предоставляют право на получение дохода выше уровня доходности по сравнению с другими видами государственных ценных бумаг. Сначала вращения ЦБ их номинальная оценка была 100 и 500 тыс. Цена зависела от периода приобретения и рассчитывалась суммарно от номинала и купонного прироста в день совершения сделки. Из-за влияний внешних факторов, с[11]тоимость векселей на рынке разнилась от официальной расчетной. Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ. Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты. Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами. Общий объем эмиссии ОГСЗ устанавливается Министерством финансов Эмиссия ОГСЗ производилась в форме отдельных выпусков[12].

Основными целями выпуска ОГСЗ являются:

а) привлечение средств населения на рынок государственных ценных бумаг для финансирования бюджетных расходов;

б) диверсификация внутренней задолженности государства.

Специфика и основные черты облигаций государственного сберегательного займа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Специфика и основные черты ОГСЗ

Эмитент Министерство финансов РФ
Форма эмиссии Документарная
Вид облигации Купонная на предъявителя
Валюта займа Рубль
Номинал 100 и 500 рублей
Срок обращения 1-2 года

6. Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) являются именными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме. Номинальная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб. Обращение ОГНЗ на вторичном рынке не допускается (т.е. владелец не вправе их продавать). Периодичность выпусков, выплаты доходов определяются Минфином России. По срокам обращения ОГНЗ могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Владельцами облигаций государственных нерыночных займов могут быть только юридические лица, резиденты и нерезиденты. Их владелец имеет право на получение при погашении облигации суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации.

Процентная ставка купонного дохода может быть постоянной, фиксированной или переменной. По облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки заранее определена и одинакова для всех купонных периодов. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величины процентной ставки определены для каждого купонного периода и не равны друг другу. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки заранее не установлена, а определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

В данном параграфе требовалось раскрыть сущность операций с государственными ценными бумагами и рассмотреть виды данных операций в кредитных организациях. В процессе изучения было выявлено, что государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга, эмитентами которых выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления. Инвесторами при данном виде операций выступают физические и юридические лица. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования долга, обеспечения коммерческих банков и других кредитно - финансовых институтов.

 

 

1.2. Основные принципы операций с государственными ценными бумагами

 

 

В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом. Стала привычной ситуация, когда государство выступает крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это ценные бумаги, эмитентом которых являются государственные органы. Это форма существования государственного долга[13].

В развитых странах мира государственные ценные бумаги служат основным инструментом регулирования финансовой политики, экономической активности и социальной сферы.

Коммерческие банки с целью диверсификации (расширения ассортимента) активных операций и источников получения дополнительных доходов, поддержания ликвидности балансов широко используют операции с государственными ценными бумагами. Для современного периода наиболее распространенными операциями являются операции с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ) и с казначейскими обязательствами (КО). Эмитентами всех перечисленных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации.

Государственные краткосрочные облигации. Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. ЦБ РФ гарантирует своевременность погашения выпущенных государственных краткосрочных облигаций. Погашение ГКО производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации или ценой погашения и ценой покупки. Они выпускаются на безбумажной основе. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом. Размещение выпуска облигаций осуществляется ЦБ РФ по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона, проводимого в Торговой системе.

Привлекательность государственных краткосрочных обязательств обеспечивается множеством факторов, основным из которых являются[14]:

а) высокая степень надежности. Погашение облигаций, эмитентом которых является Министерство финансов РФ, гарантируется Правительством Российской Федерации.

б) абсолютная ликвидность. Рынок ГКО довольно широк. Операции по покупке и продаже на нем осуществляются через уполномоченных дилеров. В связи с нестабильной экономической ситуацией, когда потенциальных инвесторов не привлекают возможности вложения средств на длительные сроки, облигации эмитируются со сроком погашения 3 месяца;

в) простота оформления сделки. При размещении средств в ГКО нет необходимости анализировать кредитоспособность заемщика. Банки могут использовать для этих целей собственные резервные фонды, обеспечивая свою ликвидность;

г) налоговые льготы. Доходы, полученные за счет временного размещения средств в ГКО, не облагаются налогом на доходы банков;

д) приемлемая доходность.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее 20% от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

Обращение облигаций осуществляется на первичном и вторичном рынках путем заключения договоров купли - продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет "депо" их нового владельца.

Дилер может заключать сделки с облигациями от своего имени за счет и по поручению инвестора. Комиссионные, получаемые банком – дилером, составляют его доход. Коммерческие банки не дилеры и другие, юридические и физические лица выступают в качестве инвесторов, приобретают ГКО и другие государственные ценные бумаги, заключив соответствующие договора с дилерами.

Облигации, купленные дилерами и инвесторами, подлежат периодической переоценке. Переоценка облигаций представляет собой определение балансовой стоимости облигаций, которые находятся в портфеле дилера или инвестора по состоянию на конец соответствующего рабочего дня.

Следующим видом государственных ценных бумаг являются Казначейские обязательства. Особенностью их функционирования является то, что они могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений, а также быть предметом залога. Коммерческие банки приобретают Казначейские обязательства с целью получения дохода. Ставки процентного дохода устанавливаются в зависимости от срока начала погашения и являются общими для всех выпусков КО с одинаковым сроком погашения, что способствует формированию единого вторичного рынка Казначейских обязательств[15].

В последнее время доходность ГКО снизилась до отметок, которые многие специалисты считают критически низкими, этот рынок по - прежнему остается важнейшим объектом инвестирования временно свободных ресурсов. Специфика нынешней ситуации состоит в том, что инвесторам приходится вести борьбу буквально за каждую сотую долю процента дополнительной доходности.

В этих условиях особое значение приобретает эффективное прогнозирование цены аукциона.

Операции РЕПО для российских коммерческих банков являются новым видом операций с ценными бумагами, но довольно широко используемым как коммерческими банками, финансовыми компаниями так и другими участниками фондового рынка. Рынок РЕПО, несмотря на возникновение сложности на финансовом рынке, имеет объективные перспективы развития и постепенно может стать одним из его секторов.

Операция РЕПО имеют важное макроэкономическое значение, которое заключается в их применении для управления ликвидностью банковской системы.

Эта сфера использования операций РЕПО чрезвычайно важна, потому что расширяет круг операций на открытом рынке, позволяет более гибко и с наименьшими затратами достигать необходимых целей. Коммерческие банки получают возможность с меньшим риском размещать временные свободные ресурсы, а ЦБ РФ проще сглаживать возникающие колебания[16].

РЕПО – финансовая операция, состоящая из двух частей. Одна из участвующих в сделке сторон продает ценные бумаги другой стороне и в то же время берет на себя обязательство выкупить указанные ценные бумаги в определенную дату или по требованию второй стороны.

Обязательству на обратную покупку соответствует обязательство на обратную продажу, которое принимает на себя вторая сторона. Обратная покупка ценных бумаг осуществляется по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который должна получить сторона, выступившая в качестве покупателя ценных бумаг (продавца денежных средств) в первой части РЕПО. На практике доход продавца позволяет сопоставлять эффективность проведения операции РЕПО с другими финансовыми операциями.

Обратное РЕПО означает ту же самую сделку, но с позиции покупателя ценных бумаг в первой части РЕПО.

Операции РЕПО, как правило, проводятся на основе заключенного между сторонами договора.

Коммерческие банки проводят операции РЕПО с ценными бумагами, имеющими официальную котировку на фондовых биржах, а именно: государственными ценными бумагами; ценными бумагами, гарантированными государством; первоклассными коммерчески векселями; облигациями крупных промышленных компаний и банков, обращаемых на бирже; депозитными сертификатами.

Участники фондового рынка заинтересованы в проведении операций РЕПО в случаях, когда имеющиеся в его распоряжении ценные бумаги не имеют тенденции к росту цены; не желают реализовывать эти ценные бумаги; нуждаются в оборотном капитале для операций на тех ценных бумагах, к которым рынок проявляет наибольший интерес. Коммерческие банки в настоящее время заинтересованы в проведении данной операции преимущественно для поддержания ликвидности баланса[17].

ДЕПО – операция оборотная операции РЕПО, т.е. представляет собой покупку ценных бумаг по курсу дня с условием обратной продажи их через определенный срок по пониженному курсу.

В США государство выступает на рынке ценных бумаг как самый крупный заемщик. Государственные ценные бумаги США в зависимости от эмитента подразделяются на бумаги: федерального правительства (казначейские); правительственных учреждений, агентств и т. п.

В Германии государственные ценные бумаги играют важнейшую роль в экономике. Доля ГЦБ в обороте всех долговых обязательств составляет около 50%. С помощью выпуска долговых обязательств государство покрывает до 50% внутреннего долга. Займы выпускаются в безналичной форме на сроки 8 - 12 лет, причем досрочное расторжение долговых договоров запрещено. Размещением в Германии государственных ценных бумаг занимается Облигационный банковский консорциум. Все государственные ценные бумаги размещаются по твердому эмиссионному курсу.

В России федеральные ГЦБ выпускают Минфин (правительство) и ЦБ. ГЦБ считаются самыми надежными ценными бумагами. К Государственным ценным бумагам относятся и субфедеральные ценные бумаги, выпускаемые субъектами РФ.

Банк России, отвечающий за кредитно - денежную политику, использовал и использует ГЦБ в качестве инструмента регулирования денежной массы в обращении операции на открытом рынке. Под ними понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России.

Банк России имеет право в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке РФ (Банке России)» осуществлять следующие сделки с ценными бумагами[18]:

а) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

б) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

в) принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

г) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

д) выставлять чеки и векселя в любой валюте.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Предлагая на рынке для покупки ценные государственные бумаги, Центральный Банк связывает часть денег и уменьшает их предложение на финансовом рынке. И, напротив, выкупая свои ценные бумаги, Центральный Банк увеличивает денежную массу на рынке. Таким образом, через изменение предложения привлекательных ценных бумаг на рынке ЦБ регулирует денежную массу, предложение денег и спрос на них.

С помощью выпуска государственных ценных бумаг осуществляется[19]:

а) финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений;

б) рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;

в) обеспечение коммерческих банков и других кредитно - финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно - финансовые учреждение получают доход в виде процента;

г) финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

а) максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступают правительство;

б) стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций;

в) активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.

Рассмотрев данный параграф, были изучены такие виды и принципы операций, как покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, прием на хранение ценные бумаги, осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками.

На основании рассмотренного в данном параграфе материала можно сделать вывод о том, что при покупке и продаже государственных ценных бумаг они приносят невысокий, но стабильный доход инвесторам, потому что гарантом при данных операциях выступает государство.

Рассмотрев данную главу, можно сделать вывод, что на современном этапе развития существует большое количество государственных ценных бумаг, такие как государственные долгосрочные облигации, государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа и т.д.

Государственные ценные бумаги могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Операции с ГЦБ могут приносить доход инвесторам.

Также можно увидеть, что эмиссия государственных ценных бумаг играет важную роль в экономике страны.

 


[1] Алексеев, М. Ю. Рынок ценных бумаг / М.Ю. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2017. – С. 12.

[2] Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2018. – С. 38.

[3] Анесянц, С. А. Основы функционирования рынка ценных бумаг / С.А. Анесянц. - М.: Финансы и статистика, 2017. – С. 25.

[4] Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – С. 212.

[5] Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – С. 216.

[6] Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – С. 221.

[7] Рынок ценных бумаг / В.В. Иванов и др. - М.: КноРус, 2020. – С. 154.

[8] Рынок ценных бумаг / Под общ. ред. Н.И. Березова. - М.: Юрайт, 2018. – С. 265.

[9] Рынок ценных бумаг / Под ред. Ю.А. Соколова. - М.: Юрайт, 2017. – С. 81.

[10] Рынок ценных бумаг: Учебник/ Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика 2020.

 

[12] Рынок ценных бумаг: учебник для СПО / Ю. А. Соколов [и др.]; под ред. Ю. А. Соколова. – М: Издательство Юрайт, 2019. – С. 27.

[13] Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2018. – С. 36.

[14] Балдин, К.В., Передеряев, И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации [Текст] / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов: Учебное пособие: Издательство: Дашков и К- 2019. – С. 42.

[15] Буренин, Алексей Дневники инвестора. Книга 1. Уроки биржевой игры / Алексей Буренин. - М.: НТО, 2019. – С. 112.

[16] Боровкова, В. А. Рынок ценных бумаг / В.А. Боровкова. - М.: Книга по Требованию, 2017. – С. 64.

[17] Глухова М.И., Приходько А.В., Снежинская М.В. Рынок ценных бумаг, - Ростов н/Д: Феникс 2018.

[18] Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 12.04.2020); 

[19] Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов – М.: ИНФРА, 2019. – С. 13.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: