Контрольный эксперимент и его анализ

После того, как был проведён формирующий эксперимент, мы провели контрольный эксперимент, целью которого явилось уточнение результатов проведённой работы (правильность или ошибочность гипотезы).

На данном этапе работы испытуемым предлагались 4 задания по развитию устной связной речи:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок,

- составление рассказа по картине,

- описание предмета,

- пересказ текста (задания те же, что и в констатирующем эксперименте). Результаты повторного исследования приведены в приложении 1, таблицы 11 – 19, диаграмма 2.

По итогам контрольного эксперимента у экспериментальной группы во всех заданиях были выявлены улучшения результатов с 505 до 764 баллов.

У контрольной группы дошкольников отмечено незначительное увеличение количества балов за все задания с 494 до 588 баллов. Данные сравнительного анализа приведены в приложении1, диаграмма 3.

Таким образом, отмечается положительная динамика как в экспериментальной, так в контрольной группе, но рост общего количество баллов (за выполнение всех заданий) в экспериментальной группе составляет – 259 баллов, а в контрольной – 94 балла. И данный сравнительный анализ результатов коррекционной работы в двух группах свидетельствует об эффективности предложенной нами системы коррекционной работы по формированию устной связной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня с использованием игровых приёмов, который целенаправленно проводился с экспериментальной группой.

 

 

Заключение       

Проведённые нами исследования позволили определить уровень сформированности устной связной речи детей с ОНР III уровня, и влияние игровых приёмов на её развитие.     

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного, развёрнутого изложения.

В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребёнок овладевает ею последовательно, постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Происходит оно именно в дошкольном возрасте. Сначала детей устраивает вопросно-ответная форма речи, переход к самостоятельному связному высказыванию постепенен. И не всем даётся легко.

На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента была разработана и применена система коррекционных приемов и занятий, направленных по формированию связной речи у детей с ОНР III уровня с использованием игровых приемов.

Для более достоверного подтверждения выдвинутой гипотезы нами был организован формирующий (обучающий) эксперимент с детьми экспериментальной группы, а потом был проведен - контрольный эксперимент в обеих группах, результаты которого показали, что у экспериментальной группы были отмечены значительные улучшения результатов по всем заданиям с 505 до 764 баллов, тем самым рост составил – 259 баллов. У контрольной группы – тоже была отмечена положительная динамика, но незначительная как в экспериментальной группы с 494 до 588 баллов. Рост составил – 94 балла.

Таким образом, полученные результаты в ходе контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности предложенной нами системы коррекционной работы по формированию устной связной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня, которая заключалась в проведение систематической и целенаправленной работе по формированию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с опорой на ведущий вид деятельности – игровой (через применение игровых приемов в развитии устной связной речи), который положительно влияет на развитие речевой деятельности ребенка в целом, и в дальнейшем способствует их успешности в подготовке к школьному обучению. Это подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы, о том, что эффективность коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня будет повышена, если развитие устной связной речи будет проводиться с использованием специальных дидактических игр и развивающих упражнений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В. и др. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. - 256с.

2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. -240с.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, 1997. – 97с.

5. Воспитание детей в средней группе детского сада /Сост. Г. М. Лямина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1982. - 256с.

6. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях /Под ред. А. Ф. Говорковой, Н. И. Кузиной. - М.: Просвещение, 1981. - 208с.

7. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.-191 с.

8. Герпова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.

9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472с.

10. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием //
Дефектология. - 1983. - №5

11. Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1983.- №3

12.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты //Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Изд-во  «Совершенство», 2001. - 368с.

 13. Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. - М.:Просвещение, 1985. - 207с.

14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001. - 48с.

15. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.- М.: Просвещение, 1991, 256с.

 16. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: СОЮЗ, 1999.-160с.

17.Логопедия. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. - 680с.

 18. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1999. - 320с

 19. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).— М.: Просвещение, 1951.

20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1986.

21. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. 2-е изд. испр - М.: 1988. – 159с.

22. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение,1992.-160с.

23.  Методика развития речи детей дошкольного возраста /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаечива. - М.: Просвещение, 1984. -240с.

 24.Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей /Н. Е. Богуславская, В. И. Капченос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980. - 240с.

25. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. М., Просвещение,2001.- 49с.

26. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

27. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972.- 47с.

 28. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи /Ред.  

составитель С. А. Миронова. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.

29.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Изд. центр. «Академия», 2000. - 200с.

30. Очерки патологии речи и голоса /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М, 1963. 98с.

31. Правдина О.В. Логопедия.- М.: Просвещение, 1996.-302с.

32. Парамонова Л. Г. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997.-348с.

33. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: «Школьная пресса», 2003.

34. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.- 448с.

35. Поваляева М.А. и др. Педагогические основы логопедической помощи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. -425с.

36. Поваляева М.А., Чебанян Г.Г. Сказкотерапия в процессе интеграции личности ребенка/ Ребенок с большой буквы: Сборник статей // Под ред. М.А. Поваляевой, Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.-432с.

37.Практикум по дошкольной логопедии /Под ред. В. И. Селиверстова. - М.:Просвещение, 1988. - 222с.

38.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. -3 изд.,испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.

39. Речь, речь, речь. /Под ред. Т. А. Ладыжинской. - М.: Педагогика, 1983. -144с.

40.Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи. - М.:Просвещение, 1968.- 89с.

41. Расстройство речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М,1969. -98с.

42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2002. -506с.

43. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 344с.

44. Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучение родному языку в

детском саду, 3-е изд. – М.: Просвещение, 1966.- 176с.

45. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни: Автореф.дис. канд.пед.наук. М.,1998.-199с.

46.Специальная педагогика /Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. Под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -400с.

47. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М.: «Владос», 2008.-256с.

48.Тихеева Е. Н. Развитие речи детей, 4-е изд. - М, 1972.-157с.

49.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб: Детство - ПРЕСС, 1999. – 48с.

 50.Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.:«Изд-во ГНОМ и Д», 2001. - 48с.

51.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

52.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, «Акцент», 1997. -143с.

53.Трубникова Н. М. Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 - «Логопедия»: Метод, рекомендации для студентов факультета коррекционной педагогики /Урал. Гос. пед. университет. - Екатеринбург, 2000. - 27с. 44с.

54. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976. - 206с.

55.Филичева Т.Б., Туманова В.В. Совершенствование связной речи. – М., Просвещение,1994.- 80с.

56. Филичева Т.Б., Туманова В.В.Дети о ОНР. Воспитание и обучение. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 80с.

57.Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.

58.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 30с.

59.Филичева Т. Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.-223с.

60.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с ОНР. М., 1991.- 44с.

61. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1. М., 1993.-103с.

62. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей в специальном детском саду// дефектология. – 1998. - №5

63. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984.- 159с.

64. Флёрова Т.М. «В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий». Ростов/Д.: «Феникс», 2008.-256с.

65..Флёрова Ж. М. Логопедия. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320с

66. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников.- М.: Учпедгиз, 1958. – 126с.

67.Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.-384с.

68.Хрестоматия по логопедии в 2т. Т1. /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстовой. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. - 560с.

69.Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. СПб.: Изд- во «Лань», 2001. - 64с.

70. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. М.: Просвещение, 2009. – 112с.

71. Эльконин Д. Б. Психология игры - М.: Педагогика, 1978. - 304с.

72. Ястребова А.В. коррекция недостатков речи у дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 1997.

73.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. -120с.

74.Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе. Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению детей в школе. М.: РАО, 1994.

 

Приложение 1

Таблица 1 «Экспериментальная группа» (далее – ЭГ)

Имя, фамилия ребёнка Дата рождения Речевое заключение
1. Алёна Н. 24.05.2003г. ОНР III уровня
2. Поля Ч. 06.08.2003г. ОНР III уровня
3. Маша М. 09.06.2003г. ОНР III уровня
4. Наташа Б. 12.09.2003г. ОНР III уровня
5. Артём С. 21.04. 2003г. ОНР III уровня
6. Максим Л. 15.03.2003г. ОНР III уровня
7. Владик С. 28.02.2003г. ОНР III уровня
8. Оля П. 16.03.2003г. ОНР III уровня
9. Илья Т. 11.07.2003г. ОНР III уровня
10. Никита Б. 02.04.2003г. ОНР III уровня

Таблица 2 «Контрольная группа» (далее – КГ)

Имя, фамилия ребёнка Дата рождения Речевое заключение
1. Гена Б. 20.04.2003г. ОНР III уровня
2. Вера П. 16.08.2003г. ОНР III уровня
3. Вика Б. 26.06.2003г. ОНР III уровня
4. Серёжа В. 12.02.2003г. ОНР III уровня
5. Артур И. 11.03. 2003г. ОНР III уровня
6. Слава Ж. 07.03.2003г. ОНР III уровня
7. Илья И. 23.04.2003г. ОНР III уровня
8. Ника А. 29.04.2003г. ОНР III уровня
9. Саша Т. 17.07.2003г. ОНР III уровня
10. Саша Б. 27.01.2003г. ОНР III уровня


 

Таблица 3 «Результаты констатирующего эксперимента в ЭГ»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: