Рассказывание по картине

    В детском саду для обучения детей рассказыванию используют как предметные, так и сюжетные картины. В старшей и подготовительной группах возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ - образец даётся в старшей и подготовительной группах для обобщённого подражания, а для простого воспроизведения, используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Занятие по обучению рассказыванию по картине направлены на развитие связной монологической речи детей. Данные занятия проводятся в следующей последовательности:

    1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, знакомого детям сюжета. К таким картинам относятся: «Зимние развлечения», «Летом в парке» из серии «Времена года», «Игры на детской площадке» и другие. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом. Изображённые на картинах ситуации близки жизненному опыту детей, что способствует их лучшему восприятию и осмыслению.

    2. Составление рассказов, описаний по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, предметов, события, определяющих тематику картины (например – «Цирк», «Зоопарк» из тематических серий О. И. Соловьёвой, В. А. Езикеевой). При работе с этим видом картин задачи усложняются. Для составления рассказа детям необходимо установить связь между предметами изображённой обстановки и персонажами картины, понять действие персонажей, воссоздать на основе наглядного содержания сюжетную ситуацию.

    3.Рассказывание по сериям сюжетных картин с последовательным использованием

    а) серии картин, подробно изображающих развитие сюжета;

    б) серии картин, изображающие отдельные, «ключевые» моменты действия;

    в) серии картин с пропуском какого-либо звена.

    4. Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с домысливанием и воспроизведением событий, предшествующих изображённому на картине и последующих.

    5. Описание пейзажной картины (картины «Зима», «Весна»).
    Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемых спецификой наглядного материала, все они включают ряд общих элементов. Предварительно проводится подготовка детей к восприятию содержания картины:

- беседа, пересказ литературных произведений и др.,

- разбор содержания картины,

- обучение детей составлению рассказа,

- анализ детских рассказов (совместно педагог-ребенок).

В задачи разбора содержания картины входит: определение места и времени изображённого действия; выделение и характеристика действующих лиц и существенных предметов обстановки. Дети должны разобраться во взаимоотношениях персонажей, уяснить пространственные, атрибутивные и другие соотношения предметов. При разборе картин 2-4 видов детям необходимо понять и воспроизвести в своих ответах изображённые события в их временной и причинно-следственный взаимосвязи.

    При обучении детей составлению рассказа используются следующие методические приёмы:

    1. образец рассказа педагога по картине или её части;

    2. наводящие вопросы,

    3. предваряющий план рассказа;

    4. составление рассказов по фрагментам картины;

    5. коллективное составление рассказа детьми.

    Работу с картинами лучше проводить по подгруппам, которая организуется в зависимости от уровня сформированности у детей связной фразовой речи, навыков рассказывания, степени выраженности аграмматизмов, что определяется наличием речевого дефекта.

    Коррекционно-логопедическая работа в процессе формирования связной монологической речи детей ОНР на занятиях по картинам проводится по следующим основным направлениям:

    1. Работа по формированию грамматически правильной речи (овладение определёнными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления категорий падежа, числа, словообразования и словоизменения).

    2. Развитие фразовой речи детей. При этом предусматривалось практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций. Работа с картиной предоставляет для этого большие возможности.

    3. Обогащение словаря, прежде всего за счёт глагольной лексики, слов - определений, некоторых устойчивых словосочетаний.

    Готовясь к занятиям, логопеду необходимо определить языковой материал, с которым предстоит работать - предметную и глагольную лексику, речевые выражения, грамматические формы различных частей речи.

    Работа по этим направлениям состоит в следующем.

    Те или иные грамматические формы отрабатывать в ходе вопросно-ответной беседе по содержанию картины и затем закреплять в самостоятельных рассказах детей.

    Большое внимание должно уделяться работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных, а также сопоставлению ед. и мн. ч. указанных частей речи. А также согласование прилагательных и существительных в роде и падеже - главным образом в именительном, винительном и предложном (маленькая девочка, маленький велосипед, большая комната, в большой комнате и т. д.).

    На начальном этапе работы обращаем внимание на согласование глаголов с существительными в числе, роде, а также усвоению детьми норм глагольного управления; словосочетаний сказуемое -обстоятельство места, дательного и предложного падежей существительных (гуляют в парке, стоят у реки, едет по дороге).

    Обучение детей рассказыванию по картине, даёт высокие результаты. В процессе занятий дети успешно обучаются самостоятельно или с небольшой помощью логопеда составлять рассказ по картине, связно и последовательно передавать изображённые события, использовать полные распространенные предложения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: