Тема: Дидактика и методы обучения

План изучения темы

1. Дошкольная дидактика

2. Характеристика процесса обучения.

3. Методы, приемы и средства обучения.

4. Наглядные методы обучения.

5. Практические метод обучения.

6. Игровые методы и приемы.

7. Словесные методы обучения.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Дидактика детского сада. Отражение идеи последовательности обучения

детей дошкольного возраста в книге Я.А. Коменского «Материнская школа».

Первая программа в истории педагогики «Полезные науки». Вклад

Ф.Фребеля в развитие дидактики детского сада. В.Ф. Одоевский, К.Д.

Ушинский о вопросах обучения в период дошкольного детства. Труды А.П.

Усовой в методике дошкольного образования. Вклад в развитие дошкольной

дидактики А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера,

Н.П. Подъякова.

Понятие процесса обучения. Взаимосвязанная деятельность обучающих и

обучающихся. Основной компонент процесса обучения, его виды.

Характерный вид учения для детей дошкольного возраста: игра, труд и

другие виды деятельности.

Понятие принципа обучения. Заслуга Я.А. Коменского в разработке

системы дидактических принципов. Современные дидактические принципы,

их характеристика.

Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Составные методов

обучения. Способ выбора метода обучения. Классификация современных

методов обучения. Наглядные методы обучения, их виды и характеристика.

Практические методы обучения, их виды и характеристика. Игровые методы

обучения, их виды и характеристика. Словесные методы обучения, их виды и

характеристика.

1. Введение в практику работы отечественных дошкольных

учреждений систематического обучения (1953) вызывало

необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были

созданы оригинальные методики музыкального воспитания

(Н.А.Метлов, Н. А.Ветлугина), обучения родному языку (О. И.

Соловьева), развития основных движений (А. И. Быкова),

изобразительной деятельности (Н. П. Сакулина), формирования

элементарных математических представлений (А. М. Леушина). За

последнее время произошло обновление содержания частных методик,

успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств

обучения.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно

развивается прежде всего за счет психологического обоснования

содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили

дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования

возрастных возможностей усвоения знаний (А.В.Запорожец,

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), путей реализации развивающей функции

дошкольного обучения (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков). Разрабатывается

проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые

средства, в частности информационные технологии с использованием

компьютера (С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, С.А.Козлова,

А.Н.Давидчук и др.). В последние годы ведутся поиски новых форм

организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности

таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется

общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е. В.

Субботский, Н.Я.Михайленко, Н.А. Ко-роткова). Данная форма

является принципиально новой.

2. Процесс – это смена состояний системы деятельности. Эта система

реализуется, прежде всего, самими людьми и не существует отдельно

от них. Процесс обучения понимается в совокупности с содержанием

образования. Педагогическая теория должна выявлять разнообразные

закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает.

Дидактика рассматривает обучение как единый динамический

процесс, но в его структуре возможно выделение нескольких

составных частей.

1. Четкая постановка целей обучения. Известно, что обучение

строится намного эффективнее, если цели сформулированы педагогом

таким образом, чтобы ученик мог ясно видеть перспективу обучения.

2. Развитие наблюдательности и воображения учащихся. Дидактика

разработала ряд способов, с помощью которых возможно

активизировать деятельность ученика и усилить степень восприятия

новой информации.

3. Обучение анализу и осмыслению закономерностей. Для

эффективного усвоения знаний перед учеником должна стоять цель

сравнить, обобщить, проанализировать пройденное. В зависимости от

уровня достижения этой цели будет зависеть качество восприятия

учебного материала.

4. Формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), развитие памяти.

Одним из свойств человеческой памяти является забывание. Сведения,

заложенные в мозг ребенка, должны быть упрочены. Это достигается

путем двух стадий закрепления.

Первичное закрепление. Это действие проводится сразу после

объяснения нового учебного материала. Процесс закрепления может

проходить путем простого воспроизведения материала (в этом случае

рекомендуется разбить тему на несколько подпунктов) либо при

помощи анализа пройденного по окончании объяснения.

Обобщающее повторение. Данный вид деятельности выступает как

закрепление материала и связан с самостоятельной работой ученика.

Очень важно, чтобы материал для повторения был тщательно отобран

и проанализирован. Интерес к пройденному материалу характеризует и

качество его закрепления.

5. Употребление ЗУН на практике. Самым надежным способом

закрепления нового материала является максимально частое

использование полученных знаний в ходе выполнения как бытовых,

так и учебных задач.

6. Проверка и анализ прочности усвоения ЗУН.

Для успешного проведения образовательного процесса необходим

постоянный анализ изученных на предыдущих стадиях знаний.

Гармоничное сочетание всех вышерассмотренных компонентов

процесса обучения позволяет достичь успеха в учебе.

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления,

воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания.

Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все

психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни

одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно,

без внимания не возможно нормально построить процесс обучения.

Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

У  дошкольников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых занятий необходимо "воспитывать" внимание.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

5. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов:

упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические;

учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления –воспроизводящие упражнения;

– упражнения по применению знаний в новых условиях –тренировочные упражнения.

Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:

– сознательный подход учащихся к их выполнению;

– соблюдение дидактической последовательности в выполнении

упражнений.

6. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность

одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.

7. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов

обучения. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и

др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали

необходимость дополнения их наглядными и практическими методами.

В настоящее время нередко называют их устаревшими,

“неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить

объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память,

чувства детей.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Задания для самостоятельного выполнения

2. Составление опорного конспекта и составление таблицы «Методы

обучения».

3. Доказать на конкретном примере, что в реальном процессе обучения все

методы обучения используются в совокупности.

4. Сформулировать свою точку зрения об использовании наглядности в обучении дошкольников.

 

Тема Формы обучения.

План изучения темы

1. Понятие о формах обучения. Индивидуальная форма обучения

дошкольников.

2. Групповая форма обучения дошкольников.

3. Фронтальные занятия дошкольников.

4.Формы организации обучения. Структура занятия в ДОО.

5. Экскурсия как форма обучения.

6. Образовательная ситуация

7. Дифференциация и индивидуализация дошкольников.

Содержание.

 

1. Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения

Традиционно выделяются следующие формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

А. Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им

материала, особенностей психических процессов т.п. С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

Б. Групповая (индивидуально-коллективная) – Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для

тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.

В. Фронтальные занятия также необходимы в условиях современной ДОО.

 Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к

повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения..  

 Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

 

4. С 1953г. По 2010 занятие было основной формой организации обучения в дошкольной организации.   Занятия имеют определенную структуру, которая во многом

диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные

части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а

именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке

результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика

проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

5. Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводят повторные

экскурсии. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний. Например, целый цикл экскурсий может быть организован в виде путешествий по экологической тропинке ДОО. В этом случае экскурсия как форма обучения часто сочетается с использованием такой нетрадиционной формы обучения, как метод проектов.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОО. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОО.

1. Образовательная ситуация — основа обучения дошкольников по новым нормативным документам (ФГОС ДО). Термин «занятие» применим сегодня лишь к музыкальным и физкультурным занятиям!

Образовательная ситуация – такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определённых задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности

Характеристика образовательной ситуации в организованной образовательной деятельности

Характеристика образовательной ситуации в организованной образовательной деятельности Направленность на решение образовательных задач  
Направленность на решение образовательных задач   Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение  
Направленность на решение образовательных задач   Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение  
   

 

Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада

Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах   Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах  
Стихийное обучение   Целенаправленное обучение в режимных моментах  
Ребёнок осваивает массу  информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности   1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, наблюдения, эксперименты…) 2. Самообучение ребёнка в подготовленной среде  

Ход образовательной ситуации

• Интерес к ситуации

• Учебная задача

• Педагогическое сопровождение

• завершение

Требования к ООД

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика развития ребёнка

 

 

6. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения

обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Важное значение имеет раскрытие индивидуальных различий образного мышления учащихся и механизмов, их реализующих.

Подробно рассматриваются некоторые педагогические приемы,способствующие формированию образного мышления с заранее заданными свойствами, осуществлению коррекционной работы с отдельными учащимися с целью ликвидации тех трудностей, которые они испытывают при создании образов и оперировании ими в процессе

решения задач.

Особое внимание уделено описанию индивидуальных различий образного мышления школьников, проявляющих устойчивый интерес к занятиям математической и художественной изобразительной деятельностью, а также избирательность в использовании вида и формы наглядного материала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: