История развития хореографической гимнастики

Домашнее задание для всех классов

Хореографического отделения ДШИ №1.

По дисциплине «Гимнастика»

(изучить материал и ответить на вопросы)

 

 

Хореографическая гимнастика – это комплекс специальных физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование природных физиологических данных исполнителя, необходимых для занятий танцами. Данная учебная дисциплина является одной из основополагающих в системе профессионального хореографического образования.

Основная задача предмета специальная хореографическая гимнастика – подготовить ребенка к успешному освоению основ хореографического искусства в области классического, народно-сценического и современного танца. Для достижения результатов необходимо развивать у начинающих танцоров профессиональные данные, которые являются профессиональными требованиями.сС

Например. Выработка угла – это обозначение высоты, на которую исполнитель может поднять ногу. Выворотность, гибкость, растяжка - это далеко не полный перечень требований к танцовщикам, над которыми работает хореографическая гимнастика. К тому же, занятиягимнастикой помогают формировать осанку, корректируют физические недостатки тела, тренируют дыхательную, сердечнососудистую системы организма, развивают мышечно-связочный аппарат, координационные способности и просто укрепляют здоровье.

  Сейчас существует множество иллюстрированных пособий и методических материалов, так или иначе связанных с данным предметом. Например, книга Джозефа С. Халивера «Тело танцора» – хороший помощник в «вопросах медицины относительно подготовки профессиональных танцоров…» Здесь можно почерпнуть сведения о том, как избежать вывихов и синяков, как защитить свои мышцы и кости, «какое танцевальное движение на какую часть человеческого тела рассчитано».

Ни для кого не секрет, что всякого рода гимнастика очень активно используется именно в современной хореографии, причем не только в целях тренировки, но и в сценических действиях. В этом смысле интересно пособие для начинающих «Танец Модерн» Н.А.Александровой и В.А. Голубевой. Оно «представляет собой работу, созданную с учетом традиции отечественной методики, и вполне может быть использовано в программах учебных заведений» (из предисловия к книге).

Необходимо отметить также книгу В.Ю.Никитина «Джаз-Модерн танец», в которой очень подробно изложен материал о профессиональных требованиях в подготовке и обучении танцоров, особое внимание уделено стретчинг упражнениям.

Основоположником специальной хореографической гимнастики надо считать ведущих специалистов в области аэробики и оздоровительной гимнастики – кандидата биологических наук Т.С. Лисицкую и кандидата педагогических наук П.В.Сидневу. Пособия «Гибкость в фитнес-программах» (Федерация аэробики России, Москва, 2001г.), «Ритмическая гимнастика» (Физкультура и спорт, Москва, 1986 г.), «Хореография в гимнастике» (Физкультура и спорт, Москва, 1984 г.) стали для специалистов настольной книгой. 

 

История развития хореографической гимнастики

Корни хореографической гимнастики берут свое начало в глубокой древности. Тогда, чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку нужны были ловкость, сила, выносливость. Именно эти качества наши далекие предки развивали во время охоты или рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводством, человек начал использовать определённые, многократно повторяемые движения – физические упражнения.

При первобытнообщинном строе подготовка к охоте, сбору урожая, другим важным событиям отмечалась различными ритуалами, включавшими ритмичные имитационные движения. Во время совместного их выполнения соплеменники, члены рода или общины развивали согласованность коллективных действий. Одновременно совершенствовались жизненно важные навыки, воспитывались физические качества.

По мере классового расслоения общества и развития государств возникла необходимость военной подготовки. Физические упражнения стали приобретать военно-прикладную направленность. Ритмизированные, т.е. выполняемые в ритме определённой мелодии, движения военных, трудовых и других ритуальных танцев были одновременно зрелищем и средством физической подготовки. Однако дальнейшее развитие получали эстетически выразительные, ритмично выполняемые движения, обладающие большей зрелищностью.

Особой выразительности ритмизированные танцы достигли в Древней Индии, где обучение этому виду искусства проходило в специальных закрытых школах.

В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики. Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определённую мысль, идею, а для этого ему надо было обладать прекрасным чувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства того времени. Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношения между красотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека.

Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником, одновременно манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы – летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.

С переходом к феодальным общественным отношениям античная культура постепенно приходила в упадок. Церковь насаждала аскетизм, проповедовала отречение от жизненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже детские игры и танцы рассматривались как греховные. Изменения коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооруженному, закованному в латы воину нужны были сила и устойчивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и выносливость, которые вырабатывались с помощью ритмизированных физических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому ритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.

В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъём. Получают распространение игры с мячом, верховая езда, фехтование, гребля, устраиваются рыцарские турниры. Ритмизированные движения продолжают развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства. На рубеже XIV-XV веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат «Об искусстве танцевать и водить хоры», в котором на основе народного танца и греческих традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и в этот период используются как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движений, для развлечений.    

Так одна из разновидностей ритмичной гимнастики – орхестриха – была предшественницей всех ритмичных, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и сегментов тела в течение 3-10 минут, после чего следовала пауза для отдыха длительностью 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.

 Родоначальником направления, объединившего колоритность и ритм движения, был оперный певец Ф. Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением.

Профессор Женевской консерватории, композитор и музыкант Жак-Далькроз (1865-1950) создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы – подчинение движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.

В отношении к этой гимнастике было немало и скептиков, писавших, например, что «ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению». Однако негативные отзывы не помешали бурному росту её популярности. Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последовательностей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со своими взглядами. Особую популярность среди них, благодаря особой чувственности исполнения, приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан проникалась античным культом тела.

Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 году, в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах и музыкальных училищах. Так в России появились первые студии пластики, свободного танца, ритмики, получили развитие разные школы художественной гимнастики. И в начале прошлого века люди стремились достичь гармонии физической и духовной.

Одну из таких студий, а именно «Московские классы пластики», закончила Л. Н. Алексеева – создательница системы гармонической гимнастики. Ее первая студия так и называлась «Студия гармонической гимнастики танца». Главное в гимнастике Алексеевой – подбор упражнений, гармонически развивающих тело, естественность движения, особая обработка гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные упражнения оформлялась как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической и эмоциональной задачей. Движение в них органически сливается с музыкой, соответствует духу музыкального произведения. Между движением и музыкой должна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония», когда исполнение разнообразных художественно-гимнастических этюдов под классическую музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей была создана привлекательная игровая форма занятий. Первая большая работа Л. Н. Алексеевой – «Мрак», «Порыв» и «Марсельеза».

Как видим, современная ритмическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе ранее существовавшие системы и элементы физического воспитания, естественно, на новом, современном уровне.

За рубежом очень популярна система гимнастики американской киноактрисы Джейн Фонды. Она разработала систему упражнений для женщин, которые называют по-разному: аэробические танцы, музыкальная аэробика, женская ритмическая гимнастика.

Занимаясь дома физическими упражнениями для поддержки формы, Дж. Фонда попробовала объединить движения музыкой. Однажды во время киносъемок она показала это актерам, и всем понравилось.

Интересна также и история пилатеса. Первоначально Йозеф Пилатес разработал данный метод тренировки тела во время первой мировой войны, чтобы помочь восстановиться прикованным к постели пациентам. В течение последующих лет метод Пилатеса получал все более широкое распространение. Он был направлен на улучшение работы всего организма, гибких мышц, подвижности суставов и тренировки всего тела. Сегодня пилатес – это множество гимнастических комплексов для разных возрастов и уровня подготовленности. Он включает в себя и гимнастические упражнения, и аэробные, и гимнастический инвентарь, и систему йога для расслабления.

Первый опыт занятий ритмической гимнастикой относится к 20-ым годам XX века. В обращении Государственной комиссии по просвещению, опубликованном в «Известиях Всероссийского центрального комитета», указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей. В 1923 году по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского была организована «Студия пластического движения», руководимая З.Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.

Большой вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях и начальных школах в 80-е годы внесла Л.В. Карманова. Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлению комплексов ритмической гимнастики, особенности методики проведения занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Как видим, современная хореографическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания.  

 

Хореографическая гимнастика получила широкое распространение в школьной хореографии. Это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких, как ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающие упражнения, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца, гимнастику «Пилатес» и «Йога-фит».

К гимнастике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, движения в целом. Кислород, как известно, - необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужен даже больше, чем взрослым.

Физиологические особенности дошкольников и школьников младших классов подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше. Дыхательный аппарат например шестилетних детей ещё несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и обеспечивает организм ребенка необходимым количеством кислорода.

Гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в хореографии. По своему содержанию и используемым средствам гимнастика – своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балет и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационным способностям. Отличительные признаки хореографической гимнастики от других видов, заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений, что способствует быстрому переходу организма к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности. Именно поэтому рекомендуется вести урок гимнастики.  

 

 

Вопросы:

1.С какой целью необходимо заниматься гимнастикой?

2.Какие качества помогает развить гимнастика?

3. Откуда берет свое начало гимнастика?

4. Как называлась разновидность ритмичной гимнастики, которая  была предшественницей всех ритмичных, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

5.Назвать имя создателя своеобразной системы гимнастических упражнений, основанной на ведущем значении ритма и гармонии движений.

6. В каком году, в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза.

7.С какой целью была разработана система Йозефа Пилатес?

8. Какие упражнения относятся к гимнастике?

9.К какому направлению относится гимнастика в хореографии.

10.Назвать отличительные признаки хореографической гимнастики от других видов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: