Связь стиля с древнерусской риторикой

Слово «риторика» стало известно на Руси уже в XII в., но тогда оно не получило широкого распространения. Более известными были слова «вития» и «витийство».

«Языческая риторика отвергается как источник мудрости именно потому, что истинная мудрость не может быть достигнута посредством человеческого умения; она исходит исключительно от Бога.»

Скорее всего, на самом деле в Житии Стефана Пермского выражение «плетение словес» лишено как отрицательного, так и положительного оценочного значения. Епифаний в отличие от большинства древнерусских книжников, отрицавших благотворность риторики и грамматики, унаследованных от античности, по-видимому, относится к этим дисциплинам уважительно; признает он значение не только богословия, но и собственно философии («внешней философии»).

«Плетение словес», которое может показаться читателю Нового времени сухой и напыщенной риторикой, - на самом деле вовсе не набор чисто формальных приемов. Оно эмоционально и исполнено глубинного духовного смысла.

 

II. Своеобразие жанра «Повести о Петре и Февронии»:

Как самостоятельный жанр древнерусской литературы бытовая повесть появляется во второй половине XVIIв. Его предметом стаовится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Герой повестей — вымышленные герои и обстоятельства, в которых они бывают вымышлены. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.

Элементы этого жанра уже присутствовали в агиографических произведениях конца XV – XVIв., таких, как житийная «Повесть о Петре и Февронии».

Характерная особенность «Повести о Петре и Февронии» — отражение в ней некоторых деталей крестьянского и княжеского быта: описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом. Это внимание к быту, частной жизни человека было новым в литературе.

По идее это произведение создавалось как житие. Но житием его не признали из-за многочисленных отступлений от канона в центральной части, и в процессе переработки оно стало повестью. Основа её сюжета сложилась на основе 2-ух устно-поэтических, сказочных мотивов-о герое-змееборце и мудрой деве, широко распространённых в фольклоре. Источником же сюжета послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Жанр «Повести о Петре и Февронии» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать «Повесть о Петре и Февронии» как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести.

Таблица: «Влияние жития и фольклора на Повесть...»

  Житие Фольклор
В композиции Первая часть больше похожа на сказку, а во второй части несомненно есть черты Жития: правоведность, главных геров, упование Бога в момент трудностей, смирение перед лицом человеческой несправедливости, творимые героями чудеса при жизни и в посмерти. Повесть заканчивается так, как должно заканчиваться житие — молитвой. Произведение состоит из 4-х частей, сюжетно связанных между собой. 1-рассказ о змееборце. 2-герои отправляются за врачом для пострадавшего от змея. Они встречают девушку, говорящую загадками. Далее следует мотив загадок и испытаний. 3-жизнь Петра и Февронии в браке, встречаются элементы фольклорного повествования. 4-рассказ о смерти Петра и Февронии и посмертном чуде.
В хар-ке героев и приемах их создания В соответствии с традициями житийной литературы и Петр и Феврония именуются «благоверными», «блаженными». Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини - Февронии.. В повести на первый план выдвигается необычайная её мудрость.
В пафосе В житиях немало примеров того, как люди страдали и гибли за веру. В «Повести о Петре и Февронии» присутствует пафос непоколебимости веры. В тексте не раз говориться, что князь Петр «не захотел нарушать Божьих заповедей». Тема любви тесно связана с темой ума, человеческой мудрости. Содержание "Повести" резко расходилось с традиционными нормами агиографии. Вместо описания подвижнической деятельности святых здесь рассказывалось о любви крестьянской девушки из Рязанской земли и муромского князя, причем именно в земной любви автор видел высшую ценность жизни, способную преодолеть все социальные преграды и церковные условности. Этот гуманистический пафос сближает "Повесть о Петре и Февронии Муромских" с вершинными произведениями европейской литературы Средневековья и Возрождени
В стиле Стиль повести чужд той выспренности, риторической украшенности и абстрактного многословия, какие так характерны для житийных произведений вообще и для житий XV—XVI вв. в особенности. Развивается репрезентативный риторический стиль, но он начинает разрушаться за счет включения, порой непроизвольного, фольклорного материала

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: