Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

В апреле – мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан на Соловки в Соловецкий лагерь особого назначения (г. Архангельск).

Начало «нового искусства».

В 20е годы появились новые явления в области художественной культуры. Была создана литературно-художественная и культурно-просветительская организация Пролеткульт. Её цель - отказ от культурных достижений и традиций прошлого, создание «чистой пролетарской культуры». Для этого создавались студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Произведения, написанные писателями не рабоче-крестьянского происхождения, объявлялись идейно вредными.

Писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны, воспевали революционную романтику, исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты.

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. Маяковского «Клоп», «Баня». Расцвело новое искусство плаката, агитировавшего за коммунистическое будущее. Появлялись талантливые мастера этого жанра – В. Дени («Банда»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. Маяковский.

Возникают разные художественные группировки со своими платформами. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). Её основная идея - «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А М. Герасимова.

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.

В историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

¨ 1. Большевики рассматривали искусство как инструмент политической борьбы.
2. Главное требование, которое они предъявляли к нему – высокая идейность. Советское официальное искусство было пронизано коммунистической идеологией.
3. В 20-е гг. большевики в области художественной культуры допускали значительную свободу творчества.
4. Были достигнуты определённые успехи в ликвидации безграмотности. Созданы ценности в области духовной культуры.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: