Возрастные особенности развития двигательных способностей детей 10-12 лет

Введение

 

Актуальность. Совершенствование системы подготовки юных баскетболистов является важной проблемой теории и методики спортивной тренировки (Мотылянская Р.Е., Филин В.П., Фомин Н.А. и др.). Одним из наиболее актуальных направлений специалисты выделяют научное обоснование, построение и содержание учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.

Современный баскетбол предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню физической подготовленности спортсмена. Баскетболисту необходимо обладать высоким уровнем атлетизма, уметь выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, силовой прессинг, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча.

Известно, что физические упражнения наиболее эффективно воздействуют на расширение двигательных способностей в период естественного интенсивного развития функциональных систем организма, поэтому исключительно важным является рациональная организация тренировочного процесса уже на начальном этапе подготовки юных баскетболистов.

Исследованию различных аспектов учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов посвящено значительное количество научных работ (Ярославцев Г.Г., Дружинина Л.Е., Гаптов Ф.Б., Курсе А.А. и др., но до настоящего времени вопросы построения и содержания тренировочных нагрузок при подготовке юных баскетболистов находится в поле зрения исследователей (Леньшина М.В., Аль Кабит Ахмат).

Представляет интерес изучение особенностей динамики развития основных двигательных качеств юных баскетболистов в связи с интенсификацией и высокой специфичностью тренировочного процесса уже на начальных этапах подготовки.

Актуальность изложенных вопросов послужила основанием выбора направления исследования.

Задачи:

) Проанализировать литературные источники об особенностях физического развития юных баскетболистов, методах воспитания двигательных способностей, этапах подготовки баскетболистов.

Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, метод математико-статической обработки.



Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме

Возрастные особенности развития двигательных способностей детей 10-12 лет

 

Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований (Кузнецов З.И., Фомин Н.А., Зациорский В.М и др.). Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека.

Формирование двигательной функции у детей определяется созреванием опорно-двигательного аппарата и степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. По мнению многих специалистов (Губа В.П., Дорохов Р.Н., Кузнецов З.И.), структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими измерениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций.

Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость. Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки (Ашмарин П.А., Баландин В.И.). Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничивается занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств происходит более гармонично и не значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции занимающихся спортом 11-14-летних детей могут изменяться в зависимости от использования различных средств ФВ. Исследования свидетельствуют, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей физических качеств в течении 3-х лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, систематически не занимающихся спортом (Волков Л.В., Губа В.П.).

По данным Филина В.П., наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет.

В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста, к которым относятся:

гиперохронное развитие различных физических качеств;

величина годовых приростов у мальчиков и девочек неодинакова в различные возрастные периоды;

у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости.

В этой связи тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузки не позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, так как дает различный педагогический эффект более высокий в период естественного повышения (в так называемые сенситивные периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом.

В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму (Камышев В.Я., Санеева Л.А.).

Быстрота движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Это качество определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. скорость одиночного движения значительно возрастает с 4-5 до 13-14 лет. К 13-14 годам уровня взрослого достигает время простой двигательной реакции, которое обусловлено скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Время простой реакции наследственно запрограммировано, слабо поддается тренировочным воздействиям, и его укорочение не превышает 10-15%. С 7 до 13 лет увеличивается максимальная произвольная частота движений, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек. Максимальная частота движений в заданном ритме так же резко увеличивается в 7-9 лет.

В процессе выполнения физических упражнений имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов, а не элементарным формам проявления быстроты. И именно они избраны в качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физических качеств у детей школьного возраста. Например, бег 60 м с высокого старта используется в качестве теста для оценки уровня развития быстроты у детей школьного возраста. Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых движениях сопряжено со значительными мышечными усилиями. Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые нагрузки (Азарова И.В.).

К 10 годам у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого прироста в возрасте 8-11 лет составляет 8-9%, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет (Кузнецов З.И.). У младших школьников, в отличие от 13-14-летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега (Фомин Н.А.). Для развития скоростно-силовых качеств предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера. Как отмечает Фомин Н.А., в возрасте 12-14 лет за счет развития скоростно-силовых растет скорость выполнения упражнения. В возрасте 9-10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости, что обусловлено высокой пластичностью ЦНС, совершенствованием пространственно-временных характеристик движения и пространственной точности движений. Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков практически приближается к уровню взрослого (Фомин Н.А., Филин В.П.).

У младших школьников имеются все предпосылки для развития гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата, высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет, у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин.

Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличение толщины мышечных волокон, нарастанием в них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, интенсивности биохимических реакций, происходящих в мышце, улучшением нервной регуляции. Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте 8-11 лет сила нарастает интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы, в связи с периодом полового созревания. С 14-15 лет опять наблюдается значительный прирост силы, и к 18-20-летнему возрасту сила достигает максимальных значений. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов увеличивается под воздействием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации.

У представителей игровых видов спорта периоды резкого увеличения силы отмечены в 13-15 и 17 лет, а темпы роста суммарных величин абсолютной силы более значительны, чем темпы роста суммарных величин относительной силы. Н-р, ежегодный прирост абсолютной силы с момента начала систематических занятий футболом до 14 лет составляет 21%, в то время как прирост относительной силы всего 2,5-3%. такое расхождение объясняется анатомо-физиологическими особенностями развития подростка на данном возрастном этапе.

Позже других физических качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма.

С возрастом выносливость как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. Так, у детей в возрасте 3-х лет продолжительность статического усилия мышц сгибателей пальцев составляет 36 сек., а к 16-18 годам время усилия возрастает в 3-4 раза. Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно. В возрасте от 8-11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой - сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11-14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища. Возможности развития выносливости строго индивидуальны. Существует мнение, что развитие этого качества необходимо начинать уже в 6-10 лет (Баландин В.И., Бриль М.С.).

Научные исследования (Хрущев С.В., Круглый М.М. и др.) свидетельствуют, что интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается также с 11-12 лет. Так, если объем динамической работы школьников 7 лет принять за 100%, то в 10 лет он будет составлять 150%, а в 14-15 лет уже 400%. При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения мало интенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н.).

Юные спортсмены характеризуются не только более высокой работоспособностью, но и более значительным ее приростом. Так, у юных плавцов-девочек от 8-15 лет работоспособность увеличилась в 3 раза, а у мальчиков в 3-4 раза (Волков Л.В., Филин В.П.). С возрастом удлиняется также возможная продолжительность работы при напряженных упражнениях с отягощением (подъем груза равен половине максимального). У детей 11-12 лет величина работы составляет 66,5 кг/м, что в 3,5 раза меньше данных взрослых (Волков Л.В.). Многие авторы (Губа В.П., Мартиросов Э.Г., Озолин Н.Г., Филин В.Г., Чернов К.А., Яхонтов Е.Р.) отмечают ведущую роль физических качеств в процессе формирования двигательных навыков.

Важное значение имеет оценка способности испытуемого реализовать приобретенный уровень развития физических качеств в определенном двигательном акте. Это значит, что следует анализировать взаимосвязь функций между собой, а также взаимосвязь функций с уровнем технического мастерства и спортивными результатами.

Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т.е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП. При комплексном развитии двигательных качеств наиболее эффективной является тренировка, в которой преимущественно развиваются скоростные качества - быстрота и коростная выносливость. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, когда 50% времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 25% - силы и 25% - выносливости применительно к подросткам 13-14 лет. Эти положения допустимо применять с некоторыми изменениями и к возрасту более раннему, т.е. 9-10-летним школьникам, с которыми начинается активный процесс физического воспитания, тем более что у детей 9-10-летнего возраста наступает период более интенсивного развития качества быстроты по сравнению с динамикой развития других двигательных качеств (Бубе Х., Фек Г.). В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте 10-12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов.

В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: