A. Дайте сравнительную характеристику монографической темы «А.А.Блок» в двух программах (список произведений, содержание темы, формируемые ТЛП)

МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМА В СТАРШИХ КЛАССАХ

ПЗ

1. Монографическая тема- это способ организации системы уроков, при котором произведения изучаются неотрывно от жизненного пути автора и исторической эпохи.

Основные особенности монографической темы.

· В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально

· Формы проведения - урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы.

· Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

· Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя.

· Обязательна работа над литературно-критическими статьями: при анализе художественного текста, при осмысливании художественного текста или творчества писателя.

ЛЗ

Изучите программное содержание монографической темы 11 класса «А.А. Блок» и выполните приведенные ниже задания:

ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ

Александр Александрович Блок. Стихотворении из книги «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе..», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (обзор). Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока, тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века.

Теория литературы. Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.

ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА

А.А. Блок

     Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

       Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

       Поэма «Двенадцать».

       Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финалу «Двенадцати».

       Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

       Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В.Соловьева в лирике А.Блока; творческие связи А.Блока и А.Белого.

            Межпредметные связи: лирика А.Блока и живопись М.Врубеля; Блок и Ю.Анненков – первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

       Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

 

Задания:

A. Дайте сравнительную характеристику монографической темы «А.А.Блок» в двух программах (список произведений, содержание темы, формируемые ТЛП).

 

Критерий сравнения ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА
список произведений «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе..», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад».  «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы», поэма «Двенадцать».  Дополнительно: «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад»        
содержание темы Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока, тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века.   Особенности: · Последовательно изучается творческий путь автора от его юношеских пристрастий в литературе и философии, оказанного на него влияния других фигур до его зрелого и позднего творчества. Прослеживается логическая связь между биографией поэта и его творчеством. · Поэмы «Соловьиный сад» и «Двенадцать» изучаются обзорно.          Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.        Поэма «Двенадцать»:        Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финалу «Двенадцати». Особенности: · В контексте творчества автора изучаются наиболее важные темы и образы. · Больш а я часть времени отведена на изучение поэмы «Двенадцать». · Задействованы межпредметные связи (картины М. Врубеля, иллюстрации Ю. Анненкова)
формируемые ТЛП Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.   циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Вывод: обе программы достаточно подробно раскрывают творчество А. Блока, однако выбранные способы реализация темы разнятся. На мой взгляд, программа под ред. В. Я. Коровиной более всего подходит для реализации монографической темы. Она позволяет ученикам изучить творчество А. Блока во взаимосвязи с его биографией и исторической обстановкой, что даёт более полную и цельную картину.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: