Развитие инклюзивного образования в России

Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ. В России к вопросам инклюзивного образования привлечены представители психолого-медико-педагогических консультаций. Именно психолого-медико-педагогические консультации осуществляют оценку развития детей и предоставляют родителям рекомендации по выбору того или иного учебного заведения для их детей. Среди приоритетных проблем в области реализации политики инклюзии респонденты определили: финансирование социально-психологического сопровождения инклюзивного образования; формирование в обществе толерантного отношения к детям с особыми потребностями;

 

совершенствование законодательной базы для организации инклюзивного образования в условиях массовых общеобразовательных учебных заведений; четкое определение состава специалистов и оснований для их введения в штатные расписания. Важнейшим фактором, определяющим развитие инклюзивного образования, является финансовое обеспечение. Но если его нет, остальные факторы внедрения инклюзии - бесполезны. На сегодняшний день в России: • определена новая методология развития специального образования, которая основана на демократических, антидискриминационных основах; • функционирует система диагностики детей с особыми потребностями; • создана дифференцированная сеть учебных заведений различных типов для детей с особенностями психофизического развития. На базе учебных заведений и учебно-реабилитационных центров России реализуется положительный опыт инклюзивной практики в ходе научно-педагогических и социально-педагогических экспериментов по проблемам комплексной медицинской, психологической, педагогической, социальной реабилитации детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: