Помощь людям с ОВЗ в Средневековье

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Выполнила: Джелялова Г.Л.

По дисциплине: Введение в инклюзивное образование

Тема занятия: Эволюция отношения к инвалидам в истории человечества

Цель занятия: закрепить знания студентов по теме практической работы

Вопросы для защиты практической работы:

Воспитание и обучение детей с ОВЗ в античном мире и Киевской Руси.

Изначально слово «инвалид» произошло от латинского invalidus — «слабый, немощный». Инвалидами называли военнослужащих, которые получали увечье во время битвы. Во времена Юлия Цезаря инвалидами считали даже воинов, лишившихся большого пальца правой руки — с таким увечьем они не могли держать оружие. И только позже термин стал означать людей с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Чем более суровыми были условия жизни, тем более жестоким — отношение к слабым. Если человек не может трудиться, если не приносить пользу стране — он не нужен. Долгое время в большинстве стран подход был именно таким. В VIII в. до н.э закон Ликурга, древнеспартанского законодателя, закреплял право на уничтожение больных детей — слабых, немощных, с выраженными физическими недостатками. А древнеримский философ Сенека призывал топить хилых и безобразных младенцев: он считал необходимым отделять «негодное от здорового».

 

Были и исключения, например, мыслитель Древнего Китая VI–IV веках до н. э., Сунь-Цзы призывал сильных мира сего к помощи и поддержке людей с физическими недостатками.

В Киевской Руси, а затем в Московском государстве при церквях строили приюты, где таких людей, чаще детей, воспитывали и приучали к труду. Обучение религии и обучение вере воспринимались как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей). Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В 11 веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К 13 веку школы существовали уже во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах. Содержание обучения в обычных школах: чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.

Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало.

Принципы инклюзивного образования.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.[1]

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

 

· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· каждый человек способен чувствовать и думать;

· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· все люди нуждаются друг в друге;

· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Помощь людям с ОВЗ в Средневековье.

В средние века в связи с распространением в Европе христианства отношение к инвалидам и взгляды на их положение в обществе существенно меняются. Можно наблюдать как происходит становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблеме помощи через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Труды мыслителей церкви оказали большое влияние на формирование общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Факты милосердного отношения к «убогим» представляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений. Духовенство, имевшее большую силу, стремилось утвердить в общественном сознании мысль о том, что любое отклонение в развитии человека является проявлением «злого духа». Это суеверное представление римско-католическая церковь старалась закрепить именем Бога и Папы.

Инквизиция стремилась устранить от участия в общественной жизни всех инвалидов, даже независимо от их классовой принадлежности. Средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям римского права, не признает инвалидов дееспособными, светский и церковный законы, народные традиции едины в отношении к «неполноценному меньшинству» как к отверженным, «иным» людям и видит своей задачей ограждение общества от их присутствия. В этих условиях, независимо от сословия, инвалиды становятся изгоями общества. Их удел – просить милостыню, в которой по религиозным канонам общество не только не отказывает, но и вменяет в обязанность государству и отдельному гражданину. Социальные потрясения, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоянной общественной поддержке. Постепенно начали открываться первые приюты – «убежища» для слепых (1198 г. – Бавария, 1225 г. – Франция). Конечно, основная масса нуждающихся находилась вне общественной опеки и влачила жалкое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: