Описание и анализ графических произведений

Тема: Письменная работа по репродуктивным материалам.

Анализ скульптурного произведения

 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ СКУЛЬПТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Поэтому Вы должны анализировать объём, пространство и то, как они взаимодействуют.

1. Каков размер этой скульптуры? Скульптура бывает монументальная, станковая, миниатюрная. Размер влияет на то, как она взаимодействует с пространством.

2. В каком пространстве располагалось анализируемое Вами произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку зрения оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?

3. Насколько рассматриваемое произведение охватывает трехмерное пространство (круглая скульптура и скульптура, связанная с архитектурой; архитектурно-скульптурная форма, горельеф; рельеф; барельеф; живописный рельеф; контррельеф)

5. В каком материале она выполнена? Каковы особенности этого материала? Даже если Вы анализируете слепки, важно помнить, из какого материала был сделан оригинал. Сходите в залы подлинников, посмотрите, как выглядит скульптура, выполненная в интересующем вас материале. Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)?

6. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько законченных выразительных силуэтов у этой скульптуры? Каковы эти силуэты (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как силуэты связаны друг с другом?

7. Каковы пропорции (соотношения частей и целого) в данной скульптуре или скульптурной группе? Каковы пропорции человеческой фигуры?

8. Каков рисунок скульптуры (разработка и усложнение отношений между большими композиционными блоками, ритм внутренних членений и характер разработки поверхности)? Если речь идет о рельефе – как меняется целое при смене угла зрения? Как варьируется глубина рельефа и выстроены пространственные планы, сколько их?
9. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?
10. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?

11. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?

12. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то).

13. Ощущаете ли Вы в произведении влияние каких-то других видов искусства: архитектуры, живописи?

 



ПЛАН АНАЛИЗА ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели.

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

• цвет;

• свет;

• объем;

• плоскостность;

• колорит;

• художественное пространство (пространство, преображенное художником);

• линия.

8.Детали.

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

 

ПЛАН АНАЛИЗА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

1. Автор, название сооружения, время и место создания, история замысла и строительства.

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,

соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная

конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная

пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы — несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,

выраженное через:

— симметрия, диссимметрия, асимметрия;

— ритм частей, деталей;

— объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);

— пропорции (гармония деталей и частей);

— контраст (противопоставление форм);

— силуэт (внешние контуры);

— масштаб (соотношение с человеком);

— цвет и фактура поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.                      

 

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

Художественный язык графики Графика как вид изобразительного искусства. Основные средства художественной вырази-тельности графики: линия, штрих, пятно и др. Рисунок линейный и светотеневой.

 Гравю-ра, виды гравюры: ксилография, литография, линогравюра, офорт, монотипия, акватинта и др. Станковая графика. Книжная графика. Искусство плаката, афиши. Прикладная графи-ка.Тема

 2. Описание произведений графики Определение базовых параметров произведения: автор, дата создания, размер листа, фор-мат, техника.

Тема 3. Анализ произведений графики Примерный план анализа:

1. Общее определение пространственной ситуации, характеристики изображенного про-странства.

2.  Пространство - глубокое или нет, замкнутое или открытое, на каком плане со-средоточены акценты.

3.  Преобладающие (наиболее существенные для этого произведения)средства построения глубины и их использование. Например: характер линейной или воз-душной перспективы (если она использована).

4.  Характеристики изображенного про-странства. Целостность/ расчлененность пространства.

5. Деление на планы, распределениевнимания (выделенность тех или иных планов или равномерность восприятия). Точка зре-ния.

6.  Взаимодействие зрителя и изображенного пространства (этот пункт необходим, даже если нет изображения глубинного пространства).

7.  Расположение, соотношение, взаимосвязи элементов на плоскости и в пространстве.

8.  Определение типа композиции - если это возможно. В дальнейшем- уточнение: как имен-но этот тип композиции воплощен в данном графическом произведении,каковы нюансы его использования. Характеристики формата (размер пропорции).

9. Соотношение формата и композиции: изображение и его границы. Распределение масс в пределах листа.

10.  Компози-ционный акцент и его расположение; его соотношение с другими элементами; доминиру-ющие направления: динамика и статика.

11.  Взаимодействие основных элементов композиции с пространственной структурой, расстановка акцентов.

12.  Анализ графической техники.

13.  Итог анализа - выявление принципов построения формы, ее выразительных качеств и воздействия.

14.  Исходя из формальных и выразительных качеств произведения, можно ста-вить вопрос о его смысле (содержании, идее) т.е. переходить к его интерпретации. При этом необходимо учитывать сюжет(как трактован сюжет в этом произведении?), специ-фику изображения персонажей (в сюжетной картине и портрете - позы, жесты, мимика,взгляд), символику (если она имеется) и т. д., следовательно, воздействие картины.

15.  Возможно так же соотнесение выявленных индиви-дуальных особенностей произведения с требованиями вида и жанра, к которым оно при-надлежит, с более широким художественным контекстом (творчество автора в целом: ис-кусство эпохи, школы и т. д.).

16.  Из этого может следовать вывод о ценности и значении произведения, его месте в истории искусства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: