Народные собрания (комиции)

Республике в Афинах

 

Ранняя монархия в Афинах уступила место аристократической. Этот переход происходил путём постепенного изменения государственного строяв результате победы общинной знати. В Афинах произошло  разделение царской власти между девятью выборными должностными лицами, которые все стали называться архонтами..

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопáг - высший государственный совет. Ареопаг являлся высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага становились только эвпатриды..Аристократическому ареопагу принадлежала первенствующая роль.

В Афинах существовала аристократическая республика, в которой государственная власть сосредотачивалась в руках эвпатридов - родовой знати. Эвпатриды занимали все религиозные и государственные должности по праву происхождения, толковали законы, производили суд по своему усмотрению, руководствуясь исключительно старым обычным неписаным правом. Письменного законодательства не существовало.

 

 

Начало борьбы эвпатридов и демоса в Афинах

 

В Афинах в VII - VI вв. до н.э. в результате развития торговли, ремесла, мореходства появляется значительное число граждан, которые, не отличаясь благородством происхождения, обладали большими богатствами, приобретёнными торговлей и ремеслом. Различия между знатными и богатыми людьми постепенно сглаживались. Аристократия, предаваясь роскоши и изнеженности, стала смотреть на управление государством как на средство к своему обогащению, притесняла народ. Бедняки попадали в неоплатные долги к богачам-аристократам. Обычно крестьянин, не имея зерна для посева, брал его в долг у богатого соседа с обязательством вернуть после сбора урожая. Обеспечением долга служил земельный участок должника. Займодáвец-кредитор ставил на нём камень с высеченным на нём закладным актом.

Демос выражал недовольство своим положением и выступал со своими требованиями. Во-первых, он требовал писаных законов, которые должны были заменить неписаное обычное право и положить конец произволу правителей и судей. Во-вторых, он стремился к равенству политических прав, политическому полноправию, к доступу к государственным должностям. В третьих, он добивался отмены долгового рабства, справедливого передела земли, преодоления малоземелья.

В Афинах в VII - V вв. до н.э. происходила борьба демоса с аристократией - эвпатридами, незнатных со знатными. Первой уступкой эвпатридов демосу стало появление писаных законов. В них излагалось ранее действующее неписаное обычное право, чтобы его постановления могли быть точно сформулированы и были всем известны. Во второй половине VII в. до н.э., в 621 г. до н. э. в Афинах появились законы архонта Дракóнта. Они представляли собой запись обычного уголовного права с внесением в него некоторых изменений. Произвол власти тем самым ограничивался писаным законом, каково бы ни было содержание законов.

Падение царской власти в Риме. Переход к

Аристократической республике

 

Вскоре после включения плебеев в государственную общину Рима в ней произошла отмена царской власти. Устройство государства и права граждан остались прежними, но только во главе республики правителя заменили два консула.Они разделили часть функций рэкса: административные, военные и, частично, судебные. Их власть отличалась от царской тем, что консулов было два. Они выбирались только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Кроме того, от их должности отделялось исполнение религиозных обязанностей. Верховным жрецом Рима сделался «царь священнодействий»

Наконец, ограничивалась судебная власть консулов. Они могли подвергать граждан телесным наказаниям, смертной казни только в военном походе, за пределами Рима. Смертный приговор, вынесенный консулом в пределах города, мог быть обжалован в народное собрание.

Консулы были равны по своим правам. Один их них всегда мог помешать другому, имел право налагать запрет, приостанавливать распоряжение своего коллеги. Это называлось правом интерцéссии. Консулы выбирались в центуриатных комициях. Однако власть им передавалась комициями куриатными, и выбираться на должность могли лишь одни патриции. После отмены царской власти в Риме в 509 г. до н. э. установилась аристократическая республика, где доступ к высшим должностям имели только патрициям, а центром власти стал аристократический сенат. Сам термин “республика” происходит из римского публичного права Управление республикой было сосредоточено в руках патрицианской аристократии.

 

Народные собрания (комиции)

                                   

       Римская республика управлялась тремя органами власти: сенатом, магистратами и народными собраниями. В римской республике юридически только народ - римские граждане в целом обладал верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам.

      

Верховенство народа выражали народные собрания, которые созывались регулярно и бесконтрольно решали почти все важнейшие вопросы государственной жизни: законодательство, уголовный суд, выбор магистратов, объявление наступательной войны.

       В римской республике отсутствовало единое народное собрание, существовали три вида народных собраний с разными принципами комплектования и полномочиями: патрицианские куриатные, цензовые центуриатные и демократические трибутные. Народные собрания именовались термином комúции (comitia).

       Куриáтные комиции - comitia curiataбыли собраниями патрициев и. Они сохранили функцию формального утверждения магистратов, избранных другими собраниями. Кроме того, здесь утверждали акты завещаний и усыновлений.

       Главной формой народных собраний стали центуриáтные комиции -, введённые Сервием Туллием. Они включали в себя и патрициев и плебеев, разделённых на имущественные разряды, где большинство принадлежало наиболее зажиточным гражданам.

Центуриатные комиции выбирали важнейших магистратов - консулов, цéнзоров и прéторов, принимали новые законы, решали вопросы войны, мира и заключения международных договоров, предоставляли римское гражданство, осуществляли суд по наиболее тяжким уголовным преступлениям, то есть они рассматривали жалобы, апелляции римских граждан, приговорённых консулами в пределах города к смертной казни.

       Наиболее поздним видом комиций являлись демократические трибýтные комиции. Римские граждане, то есть и патриции и плебеи независимо от имущественного ценза распределялись по территориальным округам – трибам. По этим трибам и собирались комиции. Первоначально это были собрания плебеев. Плебейские трибутные комиции принимали законы - плебисцúты, обязательные только для плебеев

Трибутные комиции избирали некоторых магистратов - квесторов, курульных эдилов, народных трибунов, судили преступления, за которые полагался штраф, принимали законы по предложению народных (плебейских) трибунов. Законопроекты вносились магистратами в те народные собрания, на которых эти магистраты избирались. Центуриатные комиции принимали законопроекты, предложенные консулами, преторами. В период поздней республики наиболее деятельными в принятии законов оказались трибутные комиции, так как они включали всех граждан и, следовательно, больше склонялись к новизне. С другой стороны, народные трибуны чаще всего выступали с законодательной инициативой как защитники плебса. Они были менее заняты, чем прочие магистраты. Поэтому имели больше досуга для выработки законопроектов.

Народ мог сойтись на собрание только по инициативе, приглашению магистратов и решал только те вопросы, которые будут предложены ими. Рядовой гражданин Рима тем самым не обладал правом законодательной инициативы, как в Афинах. Причём решение принималось в форме утвердительного или отрицательного ответа, без права видоизменять вопрос, без обсуждения. День и вопрос для обсуждения объявляли заранее, тексты законопроектов или имена кандидатов предварительно публиковались, выставлялись на форуме. Подача голосов первоначально производилась устно и открыто. Во II в. до н.э. вводилось тайное и письменное голосование с использованием табличек, на которых имелись надписи, выражающие согласие или несогласие. Голосование совершалось не поголовно, а по центуриям или по трибам, то есть в общий счёт шли не отдельные голоса, подававшиеся в народных собраниях, а собирательные голоса. Этим римская система народного голосования отличалась от афинской, более демократической.

 

Сенат

 

Руководящим и постоянно действующим учреждением республики являлся сенат.. Сенаторы назначались первоначально консулами, а затем цензорами. Цензоры избирались раз в пять лет.. В сенат зачислялись отслужившие свой срок магистраты, как афинские áрхонты в ареопáге, которые и оставались его членами до самой своей смерти. Выборы магистратов сделались в то же время косвенными выборами в сенат. В сенат входили патриции, затем нобили.. Голосование в сенате осуществлялось посредством отхода согласных в одну сторону, несогласных - в другую.

Сенат руководил магистратами и народными собраниями, определял внутреннюю и внешнюю политику государства. Все законопроекты, выносимые на рассмотрение народных собраний магистратами, предварительно одобрялись сенатом.

.

Магистраты, выбиравшиеся всего на год, не могли не считаться с мнениями сената. Именно он и являлся для них самым надёжным руководителем. В случае большой опасности для государства по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей на срок не более шести месяцев.

В руках сената сосредоточились следующие функции:

1. Военные - решение вопроса о наборе и роспуске армии, определение численности армии, распределение полководцев по армиям и провинциям, финансирование армии во время войны.

2. Финансовые - составление государственного бюджета и контроль за его исполнением, распределение денежных сумм между отдельными магистратами, установление размеров налогов и контрибуций - платежей с побеждённых народов, распоряжение казной, чеканка монеты.

3. Внешнеполитические - право представлять Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие международные договоры.

4. Религиозные - установление общественных празднеств, культа новых богов, постройка храмов, высший надзор за культом.

5. Административные - управление провинциями, назначение наместников провинций, надзор за полицией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: