Правописание частицы НИ. (УСТНО)

Г. Рус. яз.7 кл.

Тема урока:

 Правописание НЕ и Ни  с различными частями речи

 Задачи и цели урока:  знакомство с правилами правописания НЕ и НИ с различными частями речи, воспитывать чувство коллективизма; развивать умение работать, уважать мнение товарища,  развитие воображения, творческого мышления и речи.

Ход урока:

 Частица как часть речи. Повторение

1)Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.

2)Частицы не изменяются.

3)Частицы не являются членами предложения.

Разряды частиц.

По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

1)К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.

2)К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

3)Модальные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования.

Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

2.3. Раздельные написания частиц и написания через дефис.

1)Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно.

2)Частицы – ка, - тка, - с, - де, -то присоединяются к словам посредством дефиса, например: посмотри-ка.

Частица – таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) и в составе слов всё-таки, опять-таки, а в остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю.

4.Закрепление нового материала

Прочитать пословицы и объяснить слитное и раздельное написание НЕ.(устно)

2)К словам подобрать с инонимы с частицей НЕ.(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

4)Прочитать стихотворение, выписать, добавляя частицу НЕ, слова, в которых она пропущена.

5.Подведение итогов урока.

5.1.Оценивание учащихся.

6.Задание на дом.

§58,59, упр. 320

 

Не и Ни и их правописание с различными частями речи.

1.Правописание НЕ с различными частями речи.

А) НЕ пишется слитно.

1) Со всеми словами, которые не употребляются без НЕ:

 неистовство, необходимый, нельзя, ненавидящий, негодуя, непобедимый, нестерпимый, несмолкаемый (НЕ входит в состав корня или является приставкой).

2)С существительными, прилагательными и наречиями на – о, когда с НЕ образуется новое слово (его можно заменить близким по смыслу словом, но без НЕ): неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко).

3)С неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога: несколько рублей, нечто интересное, нечем заниматься, некого послать.

4)С полными причастиями без зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

5) С прилагательными, причастиями и наречиями на – о, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинтересная (скучная) книга, поступить крайне неосторожно (опрометчиво).

6)С отрицательными наречиями:

негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем.

1. Задание: прочитать выразительно пословицы и объяснить слитное написание НЕ. (письменно- 1-4,

1) Неграмотный – что слепой. (неграмотный=безграмотный)

2 ) Знайка по дорожке бежит,

а незнайка на печи лежит. (незнайка=беззаботный)

3) Учёный водит,

неучёный следом ходит. (неучёный=глупый)

4) Ученье – свет,

а неученье – тьма. (неученье=тупость, глупость).

К словам горе, ложь, грустный, тяжело, трусливый, безобразный, трудный, тотчас подберите синонимы с частицей НЕ.(Письменно)

Горе – несчастье трусливый – несмелый

ложь – неправда безобразный – невзрачный

грустный – невесёлый трудный - нелегкий

тяжело – нелегко тотчас – немедленно.

б) НЕ пишется раздельно (Устно, повторить правила! Ребята. мы это учили, теперь повторяем!Если хотите, можете записать примеры)

1)С глаголами в Н.ф. и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями: не читать, не ходил бы, не хватает, не видя, не покрашен, а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями (кроме наречий на – о):

не один, не под силу, не то – не то, не только, едва ли не, не сегодня, не по-нашему, чуть ли не, вряд ли не, не всегда.

2)С существительными, прилагательными и наречиями на – о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь.

Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

3)С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: а) не ты, не он, не каждый, не тот; б) не у кого спросить, не над чем работать.

4)С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: Полувагон – открытый сверху вагон, в котором перевозят сыпучие грузы, а также штучные, не нуждающиеся в защите от атмосферных осадков. На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.

5)С прилагательными, причастиями и наречиями на – о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не легкое дело, отнюдь не весело.

6)С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд;

с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в предложениях: не надо, не жаль, не пора.

3. Задание обучающимся: прочитать выразительно пословицы и объяснить раздельное написание НЕ. (устно, можно отправить голосовое сообщение - на "5б.")

1) Грамота – не болезнь, (не болезнь – подразумевается «а здоровье»)

годы не уносит. (не уносит – не с глаголами)

2) Наука – не мука. (не мука – подразумевается «а знание»)

3) Не стыдно не знать, (не стыдно – подразумевается «а можно»)

стыдно не учиться. (не знать, не учиться – НЕ с глаголами)

4) Ученье без уменья

не польза, а беда. (имеется противопоставление с союзом а).

Правописание частицы НИ. (УСТНО)

Частица НИ усилительная. Употребляется:

1)для усиления имеющегося в предложении отрицания: На самом локомотиве ни грузов, ни пассажиров не перевозят. Анара не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами.

2)в сочетании с местоимениями и предлогами: ни от чего, ни за чем, ни к кому.

3)в устойчивых оборотах речи(фразеологизмах): ни жив ни мертв, ни днем ни ночью,

ни туда ни сюда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: