Изучить жизнь и творчество писателя, читать «Матрёнин двор»

Г.

 9 класс

Тема урока:

Александр Исаевич Солженицын (91918 2008г). Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы.

Цели урока:

Составить образ праведника на примере героини рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Задачи:

Совершенствовать предметные умения:

- определять тему и основную мысль произведения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

Эпиграф к уроку:

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, — без которых нет граду стояния.

Н.С. Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

Смысл имеет лишь жизнь, прожитая для других

А.Эйнштейн

Ход урока

Вступительное слово

- Хотелось бы начать урок с пословицы «Не стоит село без праведника.»  Как вы понимаете эти слова?

- Кто такие праведники? Запишите, пожалуйста, несколько словосочетаний или предложений со словом «Праведник» и расположите в «корзине идей»

2.Постановка темы и цели урока

- Посмотрите на разнообразие словосочетаний в корзине идей

- На какой основной вопрос мы будем искать ответ? (Кто такой праведник?)

- Обратимся к словарным статьям, как они определяют слово «праведник»

- Мы с вами продолжим работу по произведению А.И. Солженицына «Матрёнин двор», которое более полно поможет нам понять, кто такой праведник.

- Сформулируйте тему урока (Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына

«Матрёнин двор»)

Запишем в тетрадь тему урока, а также эпиграфы к уроку.

- Как вы понимаете их? (ответы учащихся)

- Так как же жить на земле? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и люй глубже. В центре нашего урока - исследование главных черт образа Матрёны.

— Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни? (Вставали рано; выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, сложенный для просушки; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом.)

— Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново? (Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери. Но после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка “говорила с презрительным сожалением”).

Матрёна и Игнатич

— Что сближает и что отличает Матрёну и Игнатича?

• Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. («Комнаты мы не делили… Изба Матрёны… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [тараканов] травили… Я со всем свыкся, что было в избе у Матрёны… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…»)

• Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. («Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа…»)

• Вежливость и деликатность. (Матрёна «не досаждала никакими расспросами», Игнатич «тоже не бередил её прошлого…»)

• Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел “сфотографировать кого-нибудь за старинным ткацким станом, Матрёну привлекало «изобразить себя в старине»)

• Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающих поскорее завладеть её двором.)

• Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко.)

• Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.)

• Он городской житель, она живёт по законам деревни. («Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четырепять утра… Я спал долго…» «По бедности Матрёна не держала радио», но затем стала “повнимательней слушать и моё радио…»)

• Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: «Прости, Игнатич»)

• Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: «…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…»

 3. Матрёна и Фаддей

— Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях?

III. Стадия «Рефлексия»

Вывод

Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

- Что стало причиной смерти Матрёны?

(Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не

отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся

катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской

помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского

государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно

довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор).

- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

Смысл рассказанной писателем истории?

(1)Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей. 2) Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. «Матрёнин двор» – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий).

Слово учителя

Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра. Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается...

Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...

Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно, тому пример жизнь Матрёны Васильевны.

Чтение стихотворения Булата Окуджавы

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

поразмыслить, покуда живой,

что там кроется в сумерках сердца,

в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

но пора научиться, пора

не вымаливать жалкие крохи

милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,

что по-своему тоже права,

не выжуливать жалкие крохи,

А творить,

засучив рукава.

Итог урока. Выставление оценок

Домашнее задание:

Изучить жизнь и творчество писателя, читать «Матрёнин двор»

Опережающее задание:

Подготовить материал к сочинению-рассуждению на одну из тем:

• Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоИТ село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»? (выделен ударный слог)

• Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?

• В чём праведность Матрёны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: