Тест «Объем зрительного восприятия»

 

Описание.   Память – это способность к усвоению, хранению и воспроизведению информации. В качестве «первичной умственной способности» память входит в структуру интеллекта, опыта и знаний.

Выделяют кратковременную и долговременную память, а также механическую, смысловую, ассоциативную, логическую, оперативную, образную память. К характеристикам памяти относятся объем, быстрота запоминания, прочность удержания и точность воспроизведения запомненного.

Инструкция:   «Запомните расположение отметок в правом квадрате и затем отметьте их в левом квадрате с помощью мыши или используя СТРЕЛКИ + ПРОБЕЛ. По готовности к выполнению задания нажмите кнопку ПУСК. После выполнения задания нажмите кнопку ГОТОВО».

При определении объема зрительного восприятия испытуемому на короткое время (300–500 мс) предъявляют какой‑либо зрительный материал, например, определенным образом расположенные на экранном поле фигуры (3–9 фигур при каждом предъявлении).

После предъявления зрительного материала, испытуемому предлагают воспроизвести в течение 10–20 с то, что он успел увидеть и запомнить.

Результат и оценка.   Подсчитывается количество правильно воспроизведенных знаков в каждом предъявлении. На экран выводится процент воспроизведенной зрительной информации и ошибок, а также время тестирования.

 

Тест «Арифметический счет (простой, по Крепелину)»

 

Описание.   Тест «Арифметический счет» является методикой определения интегральной работоспособности головного мозга. Для выполнения задания испытуемый должен владеть основными математическими функциями: умножением, сложением, вычитанием и возведением в квадрат, понятием четности числа. Поэтому данный тест рекомендуется применять, начиная со среднего школьного возраста.

На экране в случайном порядке будут появляться два простых числа. Продолжительность тестирования – 2 мин.

Основой теста «Арифметический счет по Крепелину» является сложение двух простых чисел. Данная методика может использоваться при обследовании детей старшего дошкольного возраста и школьников.

 

Инструкция.  

«Арифметический счет». Возведите в квадрат вторую цифру и вычтите из полученного значения первую цифру, если она четная; приплюсуйте к полученному значению первую цифру, если она нечетная; нажмите правую кнопку, если полученное значение четное; нажмите левую кнопку, если полученное значение нечетное. Нажмите центральную кнопку для начала теста.

«Арифметический счет по Крепелину». Суммируйте цифры и вводите результат в экранное поле.

Результаты и оценка.   По окончании исследования на экране компьютера будут выведены следующие показатели:

– средняя продолжительность одной операции в первую минуту;

– средняя продолжительность одной операции во вторую минуту;

– индекс утомления;

– производительность;

– коэффициент успешности.

Если индекс утомления равен или больше 1, можно констатировать нормальную или повышенную психическую активность, и наоборот.

Косвенную сравнительную оценку индивидуальной умственной работоспособности можно проводить и по показателям средней продолжительности выполнения одной счетной операции в первую и вторую минуты.

Показатель производительности используется для оценки надежности работы и устойчивости внимания, а ошибочно определенные результаты, учтенные в коэффициенте успешности, используются для оценки выраженности дифференцировочного торможения.

В «Арифметическом счете по Крепелину» фиксируются время и скорость выполнения заданного числа операций.

В лекции приведены лишь отдельные тесты, представленные в Программно‑аппаратном комплексе ПАКПФ‑02. Более подробно с ними возможно познакомиться в курсе лекций «Аппаратные методы диагностики детей с речевыми нарушениями».

Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, в том числе математике, и разных видов деятельности детей.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Перечислите психические функции, лежащие в основе формирования навыка счета у детей.

2. Дайте определение дискалькулии по МКБ 10.

3. Почему речи принадлежит ведущая роль в осуществлении математической деятельности?

4. Перечислите этапы формирования начальных математических понятий и действий?

5. Каким образом уровень сформированности психических функций влияет на овладение элементарными счетными операциями? Приведите примеры.

6. Какой ряд мыслительных действий лежит в основе формирования понятий (по Н. Ф. Талызиной)?

7. Что изучает методика исследования формирования общефункциональных механизмов речи в структуре формирования навыка счета?

8. Предложите задания и методику их проведения для изучения зрительного гнозиса.

9. Предложите задания и методику их проведения для изучения цифрового гнозиса.

10. Предложите задания и методику их проведения для исследования ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса.

11. Предложите задания и методику их проведения для исследования речеслуховой и зрительной памяти.

12. Какие задания можно предложить для исследования восприятия и воспроизведения ритма?

13. Предложите задания и методику их проведения для исследования знаний о составе числа.

14. Предложите задания и методику их проведения для исследования математического словаря.

15. Предложите задания и методику их проведения для исследования представлений о цифрах.

16. Предложите задания и методику их проведения для исследования умений выполнять арифметические действия.

17. Проведите исследование по одному из предложенных направлений, проанализируйте полученные данные, обоснуйте предполагаемые выводы.

18. Проведите обследование детей дошкольного возраста с использованием ПАКПФ, сделайте выводы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: