Глава 2. Принципы деятельности полиции

 

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. В комментируемой главе определены принципы, т.е. основополагающие начала деятельности полиции. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, эти начала разработаны с учетом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, ее широких дискреционных полномочий. В качестве принципов деятельности полиции названы: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. В комментируемой главе принципы деятельности полиции не только перечисляются. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи, в которой он наиболее полно раскрывается.

В Законе 1991 г. о милиции принципы деятельности милиции лишь перечислялись. Так, в части 1 ст. 3 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) было определено, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Примечательно, что Общественная палата РФ в рамках работы над проектом комментируемого Закона высказывала общие замечания по поводу того, каким образом сформулированы принципы деятельности полиции (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Важно отметить, что среди них перечислены такие фундаментальные принципы, как запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; невозможность в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства и мотивы; наряду с этим, гораздо более проблематичным кажется реализация того, каким образом сотрудник полиции может и должен способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, если прямо не указано на запрет дискриминации по тем или иным мотивам и ответственности за его нарушение. В целом же Общественной палатой РФ отмечалось, что с точки зрения провозглашения принципов законопроект неплох, но в применении их ко многим практическим действиям полицейских он оказался сугубо декларативным и далеким от реальности.

Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагал целесообразным рассмотреть вопрос о введении в систему принципов деятельности полиции принципа "справедливости", как одного из основополагающих начал построения правового государства (см. Заключение от 25 ноября 2010 г.). Как видно, такой принцип так и не был предусмотрен.

Комментируемая статья определяет содержание такого принципа деятельности полиции, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Открывает данную статью положение о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Это положение основано на соответствующих конституционных нормах:

нормы статьи 2 Конституции РФ, в которой в качестве определения основ конституционного строя установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

нормы статьи 18 Конституции РФ, закрепляющей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, подлежит немедленному прекращению в случаях, когда достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Тем самым в данной норме, представляющейся носящей довольно декларативный характер, определено соотношение между деятельностью полиции и ограничением прав и свобод граждан.

3. В части 3 статьи установлен запрет сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Наряду с этим закреплена обязанность сотрудника полиции пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Указанный запрет основан на норме ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Для целей Конвенции против пыток и другие жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания*(70), заключенной 10 декабря 1984 г. (подписана от имени Правительства СССР в г. Нью-Йорке 10 декабря 1985 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. N 6416-XI*(71)), согласно п. 1 ее ст. 1 определение "пытка" означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия; в это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

4-5. Части 4 и 5 комментируемой статьи определяют основы обращения сотрудников полиции и граждан. Эти нормы включены в проект комментируемого Закона после его общественного обсуждения.

В части 4 данной статьи закреплены следующие обязанности, подлежащие выполнению сотрудником полиции при обращении к гражданину:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Эти положения детализированы в ч. 3 ст. 14 комментируемого Закона применительно к процедуре задержания. Так, установлено, что в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 комментируемой статьи, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Часть 5 комментируемой статьи обязывает сотрудника полиции в случае обращения к нему гражданина назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Подобным образом ранее было регламентировано обращение сотрудников милиции с гражданами в ведомственных нормативных правовых актах. Так, в пункте 227 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утв. Приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80*(72), предусмотрено следующее: патрульный (постовой) милиционер при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свои должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения; в случае обращения граждан патрульный (постовой) милиционер, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. Согласно пункту 228 названного Устава по требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

6. В части 6 комментируемой статьи установлено, что полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Данная норма основана на положениях Конституции РФ, согласно которым: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24). Как отмечалось в Определении КС России от 9 июня 2005 г. N 248-О*(73), право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера; в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Норма части 1 ст. 24 Конституции РФ воспроизведена и детализирована в ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(74), устанавливающей, что запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в т.ч. информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Соответственно указанным нормам в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона (до общественного обсуждения) указывалось, что полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Однако в законопроекте, внесенном в Государственную Думу, рассматриваемая норма уже имела тот вид, в котором она вошла в принятый комментируемый Закон. В действующем виде рассматриваемая норма соответствует положению ч. 8 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которому органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

7. Часть 7 комментируемой статьи обязывает полицию обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. Во взаимосвязи с данной нормой находится положение ч. 2 ст. 8 комментируемого Закона, в котором в рамках определения такого принципа деятельности полиции, как открытость и публичность, предусмотрено, что граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Изложенное регулирование основано на норме ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В рамках детализации данной конституционной нормы в ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено следующее: гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2); организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (ч. 3).

 

Статья 6. Законность

1. В комментируемой статье раскрыто содержание такого принципа деятельности полиции, как законность, представляющая собой фундаментальный общеправовой принцип. Такой же принцип ранее был назван в ч. 1 ст. 3 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) среди принципов, в соответствии с которыми строится деятельность милиции.

В качестве первой из составляющих рассматриваемого принципа в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом понятием "закон" охватываются все источники права, т.е. данное понятие использовано в том же значении, что и в Конституции РФ. В первоначальном же варианте комментируемого Закона было определено, что полиция осуществляет свою деятельность на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Данное правило основано на норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановление КС России от 18 февраля 2000 г. N 3-П*(75), определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

3. В части 3 статьи установлен запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (данная норма включена после общественного обсуждения проекта комментируемого Закона). Тем самым продублирован в точности такой же запрет, который закреплен в ч. 8 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Такой запрет адресован органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и введен Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму"*(76). Кстати говоря, в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" перечисленные действия - подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий - прямо обозначены в скобках понятием "провокация".

4. Часть 4 комментируемой статьи запрещает сотруднику полиции в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось о недопустимости таких ссылок в оправдание незаконного действия или бездействия сотрудника полиции. После же общественного обсуждения законопроекта уточнено, что речь идет о правомерных действиях (бездействии).

В отношении регламентации выполнения сотрудником полиции приказов и распоряжений необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), но только те из них, которые отданы в установленном порядке и не противоречат федеральному закону. В части 2 ст. 30 данного Закона установлено, что при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом (см. коммент. к указанным статьям).

5. В части 5 статьи установлено, что применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данная норма закреплена подобно тому, как в ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ в рамках обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением установлено, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

6. Часть 6 комментируемой статьи возлагает на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России обязанность по обеспечению контроля за законностью решений и действий должностных лиц полиции. При этом имеется в виду, прежде всего, реализация процедур обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции, нарушающих права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу (см. ст. 53 Закона и коммент. к ней).

 

Статья 7. Беспристрастность

1. Комментируемая статья раскрывает содержание такого принципа деятельности полиции, как беспристрастность. Закон 1991 г. о милиции не назвал беспристрастность в качестве принципа деятельности милиции. Как представляется, данный принцип закреплен в рамках адаптации положений международных документов, касающихся полицейской деятельности. Так, в статье 3 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц установлено, что государственные должностные лица внимательны, справедливы и беспристрастны при выполнении своих функций и, в частности, в своих отношениях с общественностью; они никогда не оказывают какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу, не допускают дискриминации по отношению к какой-либо группе лиц или отдельному лицу или не злоупотребляют иным образом предоставленными им полномочиями и властью. Согласно статье 40 Европейского кодекса полицейской этики полиция должна выполнять свои задачи справедливо, руководствуясь, в частности, принципами беспристрастности и недискриминационного подхода.

Часть 1 комментируемой статьи указывает на то, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В данной норме применительно к регламентации деятельности полиции воспроизведены положения ст. 19 Конституции РФ, гарантирующие принцип равенства:

все равны перед законом и судом (ч. 1);

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2);

мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3).

2. В части 2 комментируемой статьи установлен запрет сотруднику полиции состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. Также установлено, что при осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Ранее такое регулирование содержалось в ч. 7 ст. 20 "Прохождение службы в милиции" Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ): в милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций; сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели. Как видно, в отличие от такого регулирования в ч. 2 комментируемой статьи говорится, во-первых, о недопустимости членства сотрудника полиции состоять в политических партиях, и, во-вторых, о том, что сотрудник полиции не должен быть связан решениями иных общественных объединений, нежели политические партии, и решениями религиозных организаций.

Норма части 2 комментируемой статьи согласуется с нормой ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ)*(77), предусматривающей, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии; указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

Запреты и ограничения, предусмотренные в ч. 2 комментируемой статьи, дублируют содержащиеся в соответствующих положениях ст. 17 и 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действие которых согласно ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона распространяются на сотрудника полиции (см. коммент. к указанной статье).

3. Часть 3 статьи предписывает сотруднику полиции проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Данная норма основана на соответствующих конституционных нормах. Так, согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В части 1 ст. 14 Конституции РФ установлено, что Россия - светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Примечательно, что в преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(78), который согласно его ст. 1 регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, Федеральное Собрание РФ отмечало, что принимает названный Закон,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Россия является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Предписания ч. 3 комментируемой статьи дублируют соответствующие положения ст. 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действие которых согласно ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона распространяются на сотрудника полиции (см. коммент. к указанной статье). Соответствующие положения содержатся также в Общих принципов поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885*(79).

4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции. Это правило дублирует соответствующее положение ст. 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действие которого согласно ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона распространяется на сотрудника полиции (см. коммент. к указанной статье). Соответствующие положение содержится также в Общих принципов поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885.

 

Статья 8. Открытость и публичность

1. В комментируемой статье раскрыто содержание такого принципа деятельности полиции, как открытость и публичность. Ранее в ч. 1 ст. 3 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) среди принципов, в соответствии с которыми строится деятельность милиции, назывался подобный принцип - гласность. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия к ней у граждан.

Часть 1 комментируемой статьи провозглашает, что деятельность полиции является открытой для общества. При этом указаны пределы открытости деятельности полиции - деятельность является открытой в той мере, в какой это:

не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны:

не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Ограничение доступа к информации регламентировано статьей 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":

ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1);

обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 2);

защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне (ч. 3);

федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (ч. 4);

информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации (ч. 5);

информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда (ч. 6);

срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе (ч. 7);

запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 8);

порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (ч. 9).

2. В части 2 статьи предусмотрены права граждан, общественных объединений и организаций, во-первых, получать достоверную информацию о деятельности полиции, и, во-вторых, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. В отношении порядка получения такой информации данная норма отсылает к законодательству РФ.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов (как и органов местного самоуправления), охватываются сферой действия Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"*(80), что и закреплено в ч. 1 его ст. 2.

Статья 6 названного Закона определяет способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как следует из данной статьи, доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

На основании нормы ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Указом Президента РФ от 10 августа 2011 г. N 1060 утвержден перечень информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет*(81).

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 5 Закона), положение ч. 2 комментируемой статьи о праве граждан, общественных объединений и организаций получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, находится во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 5 комментируемого Закона, в которой в рамках определения такого принципа деятельности полиции, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, предусмотрено, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Выше также говорилось (см. там же), что изложенное регулирование основано на норме ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Детализация данной конституционной нормы содержится в ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает полицию регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности:

через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

При этом федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России полномочия по определению периодичности, порядка отчетности, а также категорий должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами. Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике предлагал включить положением о том, что отчеты уполномоченных должностных лиц заслушиваются законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ, в т.ч. по вопросам, поставленным этими органами (см. Заключение от 23 ноября 2010 г.*(82)). однако, это вполне обоснованное предложение, которое могло бы касаться и представительных органов муниципальных образований, учтено не было.

Следует отметить, что в целях совершенствования информационной политики МВД России, ее эффективной реализации Приказом МВД России от 5 декабря 2005 г. N 992 "Об Информационном совете Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(83) создан Информационный совет Министерства внутренних дел Российской Федерации и утверждено Положение об Информационном совете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно пункту 1 названного Положения, Информационный совет Министерства внутренних дел Российской Федерации является совещательно-консультативным органом и создается в целях обеспечения проведения департаментами Министерства, Главным командованием внутренних войск МВД России, Следственным комитетом при МВД России, подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, Федеральной миграционной службой согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности Министерства и ФМС России, создания положительного образа сотрудников органов внутренних дел и ФМС России, военнослужащих внутренних войск МВД России, федеральных государственных служащих.

Необходимо также упомянуть о Приказе МВД России от 10 апреля 2006 г. N 246 "Об информационно-пропагандистской работе"*(84), которым определено, что проведение МВД России согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности Министерства, создания и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России является основной целью информационно-пропагандистской работы в системе МВД России.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено предоставление полицией средствам массовой информации сведений о своей деятельности, а также определены способы предоставления таких сведений: по официальным запросам редакций средств массовой информации, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. В отношении порядка предоставления сведений данная норма отсылает к законодательству РФ.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы предлагало согласовать рассматриваемую норму с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(85), поскольку названный Закон (ст. 38 и 39) требование об "официальности" соответствующего запроса не предъявляет и предусматривает, что запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410*(86)). Это предложение так и не было реализовано. В результате, как представляется, норму ч. 4 комментируемой статьи следует рассматривать как специальную по отношению к Закону РФ "О средствах массовой информации".

Как предусмотрено в ч. 3 ст. 38 Закона РФ "О средствах массовой информации" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ*(87)), предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством РФ о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в т.ч. к информации о деятельности судов в РФ (речь идее в т.ч. об упомянутом выше Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"). Согласно статье 39 названного Закона запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает осуществление по заявкам редакций средств массовой информации аккредитации журналистов для освещения деятельности полиции. Полномочие по определению порядка такой аккредитации федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Процедура, подобная такой аккредитации, предусмотрена в утвержденных Приказом МВД России от 12 октября 2007 г. N 888 "Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации"*(88) Типовом положении о пресс-службе главного управления МВД России по федеральному округу, Типовом положении об управлении (отделе, отделении) информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, отделении (группе) информации и общественных связей УВДТ, ОВДРО и Типовом положении об отделении (группе) информации и общественных связей штаба горрайлиноргана внутренних дел. Так, предусматривалось заключение в установленном порядке договоров (соглашений) о некоммерческом сотрудничестве по информированию граждан о деятельности органов внутренних дел с редакционными коллективами и журналистскими организациями, отдельными журналистами, специализирующимися на правоохранительной тематике. Следует также отметить, что аккредитация регламентирована статьей 48 Закона РФ "О средствах массовой информации".

6. В части 6 комментируемой статьи указано право федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции. В отношении порядка учреждения средств массовой информации данная норма отсылает к законодательству РФ, т.е. к Закону РФ "О средствах массовой информации".

Как указано на официальном сайте МВД России (http://www.mvd.ru/presscenter/or/smi/magazines), средствами массовой информации МВД России являются:

газеты "Щит и меч" и "Опасный возраст";

журналы "Кавказский меридиан", "Профессионал", "Медицинский вестник МВД", "Милиция", "Экономический вестник МВД России" (совместное издание Объединенной редакции МВД России и Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР)) и "Содружество" (журнал Совета Министров внутренних дел СНГ);

радиостанция "Милицейская волна" 107,8 FM (вещает в FM-диапазоне на частоте 107,8 МГц (Москва и область) и в других городах России);

телередакция Объединенной редакции МВД РФ.

 

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Комментируемая статья раскрывает содержание такого принципа деятельности полиции, как общественное доверие и поддержка граждан. Закон 1991 г. о милиции (ч. 1 ст. 3 в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) не называл подобного принципа среди принципов, в соответствии с которыми строится деятельность милиции, но можно говорить о том, что был назван близкий принцип - гуманизм.

Часть 1 комментируемой статьи декларирует, что полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. В этом отношении следует упомянуть о справедливом замечании Общественной палаты РФ, высказанном при работе над проектом комментируемого Закона, - нельзя обеспечить общественное доверие и поддержку, их можно только заслужить добросовестным исполнением обязанностей (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980).

2. В части 2 статьи продекларировано, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. Примечательно, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона эта норма формулировалась иначе: полиция должна стремиться к тому, чтобы действия ее сотрудников, при всей своей строгости и решительности, были обоснованными и понятными для граждан.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи на полицию возложена обязанность в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций принять меры в пределах своих полномочий по восстановлению нарушенных прав и свобод. Кроме того, полиция обязана принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. В первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось лишь о том, что сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены.

Полномочие по определению порядка принесения полицией извинений федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Общественная палата РФ предлагала указать в комментируемом Законе, что в случае нарушений прав и свобод граждан извинения органов полиции должны приноситься (если это происходит без привлечения судебных органов) официально - в письменном виде за подписью лица, их приносящего (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Остается лишь надеяться, что такое предложение будет учтено МВД России при издании соответствующего приказ, определяющего порядок принесения полицией извинений.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязательность опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданных гласности сотрудником полиции. Основанием для опровержения является признание таких сведений не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией.

Данная норма также определяет порядок опровержения: сведения должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

Следует отметить, что опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в средстве массовой информации, регламентировано в ст. 43-45 Закона РФ "О средствах массовой информации". Как установлено в ч. 4 ст. 44 названного Закона, опровержение должно последовать: 1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение 10-ти дней со дня получения требования об опровержении или его текста; 2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске. Правовое управление Аппарата Государственной Думы предлагало согласовать норму ч. 4 комментируемой статьи с этими положениями, предусматривающими иные сроки обнародования опровержения в средствах массовой информации. однако, это предложение так и не было реализовано.

5. Частью 5 комментируемой статьи на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России возлагаются обязанности проводить, во-первых, постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, и, во-вторых, мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. При этом предусмотрена необходимость регулярного доведения результатов указанного мониторинга до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

В части 6 комментируемой статьи установлено, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. При этом полномочие по установлению перечня таких критериев федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России.

Уместно отметить, что Общественной палатой РФ предлагалось закрепить в комментируемой статье следующие нормы (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980):

1) мнения граждан и организаций о результативности и законности действий сотрудников полиции являются основным критерием оценки ее деятельности. Критерии и механизмы регулярного вневедомственного и общественного оценивания деятельности полиции утверждаются в порядке, определяемом Президентом РФ;

2) социологические исследования и опросы по выяснению мнений граждан и организаций о деятельности федерального и территориальных органов полиции, их отдельных подразделений и служб осуществляются специализированными организациями, уполномоченными на их проведение в порядке, определяемом Правительством РФ;

3) проведение исследований общественного мнения является расходным обязательством России, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Общественная палата РФ также полагала, что регламенты, в соответствии с которыми проводится оценка деятельности полиции, должны предусматривать: учет мнений потерпевших и свидетелей правонарушений, иных заявителей, а также лиц, которым действиями полиции был причинен физический, моральный и имущественный вред; определять уровень защищенности и обеспокоенности граждан действиями сотрудников полиции, выявлять вопросы в сфере безопасности и состояния противодействия преступности, в наибольшей степени волнующие граждан; при этом итоги опросов населения обязаны публиковаться в общедоступных изданиях или информационных сетях в течение месяца с момента получения результатов исследований.

Как видно, ничего из этих предложений реализовано не было.

7-8. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает образование общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и его территориальных органах. В качестве основной цели деятельности таких общественных советов названо обечпе6сение согласования общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.

При этом определены основные направления работы таких общественных советов:

1) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществление общественного контроля за деятельностью полиции.

В части 8 комментируемой статьи предусмотрено, что такие общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан РФ, общественных объединений и организаций. При этом полномочие по установления порядка формирования таких общественных советов федеральный законодатель делегировал Президенту РФ.

Подобное регулирование предусматривалось и ранее. Так, часть 1 ст. 20 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" указывает, что совет Общественной палаты РФ вправе обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти с предложением создать общественный совет при данном органе. Согласно части 2 указанной статьи порядок образования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (а таковым и является МВД России), определяется Президентом РФ. На основании данной нормы издан Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам"*(89).

Соответственно этому издан Приказ МВД России от 14 декабря 2006 г. N 1025 "Об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации"*(90), которым в целях привлечения представителей общественных и профессиональных объединений, творческих работников к разработке основных направлений государственной политики в области внутренних дел, укрепления законности, повышения правовой культуры сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России, а также усиления участия МВД России в формировании демократического правового государства и гражданского общества и в соответствии с предложением совета Общественной палаты РФ:

создан Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации;

утверждено Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

На основании рассматриваемой нормы и нормы ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации"*(91) издан Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах"*(92), которым установлено, что Общественный совет при МВД России и общественные советы при территориальных органах МВД России (обозначается по тексту сокращением "общественный совет") образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в т.ч. профессиональных объединений предпринимателей, и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел РФ, в том числе полиции.

Как определено в п. 2 и 3 названного Указа, Общественный совет является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер; Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций.

В соответствии с п. 5 названного Указа Основными задачами общественного совета являются:

а) привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие реализации государственной политики в сфере противодействия преступности;

б) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;

в) участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в т.ч. через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел;

г) анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;

д) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел;

е) осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

В целях реализации названного Указа Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 издан Указ Президента РФ от 28 июля 2011 г. N 1027, которым утверждено Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации*(93). Как определено в п. 1 названного Положения, Общественный совет при МВД России является совещательным органом и образуется в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, профессиональных объединений предпринимателей и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел РФ, в т.ч. полиции.

Следует отметить, что Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендовал включить в проект комментируемого Закона нормы о создании наряду с общественными советами (а возможно и вместо них) комиссий по профилактике правонарушений при главах муниципальных образований, в первую очередь, муниципальных районов и городских округов, а в дальнейшем - и при главах городских и сельских поселений. По мнению Комитета деятельность таких комиссий должна регламентироваться соответствующими положениями, принимаемыми представительными органами муниципальных образований; в состав комиссий должны входить начальник территориального органа полиции (в качестве заместителя председателя комиссии), представители иных субъектов профилактики правонарушений (органов местного самоуправления, учреждений, организаций, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти); при этом комиссия должна быть наделена статусом органа, координирующего деятельность органов местного самоуправления, правоохранительных структур, организаций и общественных объединений по реализации социальных, правовых и иных практических мер, направленных на профилактику правонарушений, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений (см. Решение от 18 ноября 2010 г. N 99/1).

 

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1-4. В комментируемой статье раскрыто содержание такого принципа деятельности полиции, как взаимодействие и сотрудничество. Как указано в ч. 1 данной статьи, полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций. При этом в отношении порядка реализации указанной возможности данная норма отсылает к законодательству РФ.

Соответственно этой норме в ч. 4 комментируемой статьи установлено, что государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. Разумеется, такое содействие оказывается также в порядке, установленном законодательством РФ.

В части 3 комментируемой статьи определены функции полиции, во-первых, по оказанию в пределах своих полномочий содействия государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, и, во-вторых, по оказанию поддержки гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в ст. 3 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) после перечисления принципов деятельности милиции в ч. 2 предусматривалось, что милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как видно, положения комментируемой статьи носят такой же общий характер, несмотря на то что положения о взаимодействии и сотрудничестве полиции предлагалось конкретизировать. Так, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отмечал, что в целях более полной и последовательной реализации концепции законопроекта его отдельные положения нуждаются в развитии; более точного определения требует место полиции в демократическом правовом государстве, в детальном урегулировании нуждаются основы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (см. Заключение от 25 ноября 2010 г.). Комитет Государственной Думы по безопасности предлагал конкретизировать в законопроекте порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с территориальными органами полиции, установив четкий перечень вопросов, мероприятий и полномочий, в рамках которых будет осуществляться данное взаимодействие (см. Заключение от 7 декабря 2010 г. N 161/1*(94)).

Приказом МВД России от 2 сентября 2009 г. N 684 утвержден Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти*(95), в п. 2 которого указано, что МВД России осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ самостоятельно или в непосредственном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти; порядок взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

Приказом Минэкономразвития России, МВД России, Министра обороны РФ, Минюста России, Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минкомсвязи России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФМС России и ФНС России от 3 сентября 2010 г. N 412/645/1183/216/422/782Н/120/425/370/1638/264/ММВ-7-6/437@ "О функционировании государственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации"*(96) утверждены Положение о государственной информационной системе "Правоохранительный портал Российской Федерации", Регламент подготовки и размещения информации в государственной информационной системе "Правоохранительный портал Российской Федерации" и Регламент межведомственного обмена информацией с использованием государственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации".

Согласно названному Положению целями функционирования государственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации" (обозначена в Положении "Система") являются:

обеспечение граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций полной общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещающих информацию в Системе, и сведениями, предусмотренными электронными сервисами Системы, с использованием информационных технологий;

обеспечение реализации прав пользователей Системы на обращение в федеральные органы исполнительной власти, размещающие информацию в Системе, о предоставлении информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средств связи, а также на сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти в области борьбы с преступностью;

обеспечение обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти, размещающими информацию в Системе, в электронной форме в целях подготовки информации для предоставления с использованием Системы.

Взаимодействие МВД России с другими федеральными органами исполнительной власти регламентируется также двусторонними соглашениями и совместными приказами. В качестве примера первого можно назвать Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой*(97), утв. 13 октября 2010 г. МВД России N 1/8656 и ФНС России N ММВ-27-4/11, в качестве примера второго - Приказ Минюста России, МВД России и ФСБ России от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 "О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма"*(98).

В отношении использованного в ч. 3 комментируемой статьи понятия поддержки развитию гражданских инициатив представляется уместной аналогия с Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации", в ст. 21 которого (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 283-ФЗ*(99)) поддержка Общественной палатой РФ гражданских инициатив: Общественная палата РФ осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан РФ и общественных объединений (ч. 1); Общественная палата РФ проводит гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты РФ (ч. 2); Общественная палата РФ доводит до сведения граждан РФ информацию об инициативах, указанных в ч. 1 данной статьи (ч. 3).

5. Часть 5 комментируемой статьи, регламентируя взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями, в отношении порядка осуществления данного взаимодействия отсылает к международным договорам РФ. О понятии международных договоров РФ см. коммент. к ст. 3 Закона.

Среди международных полицейских организаций имеется в виду, прежде всего, Международная организация уголовной полиции - Интерпол, членом которой СССР стал 27 сентября 1990 г. Впоследствии Россия стала его правопреемником. Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"*(100) установлено, что Национальное центральное бюро Интерпола, структурное подразделение МВД России (НЦБ Интерпола), является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов России с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 утверждено Положение о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: