Работа над данной темой ведется в 2 этапа.
1. Ознакомление с долями.
Ознакомить детей с долями - значит сформировать у них конкретные представления о долях, то есть научить детей образовывать доли практически. Например, чтобы получить одну четвертую долю круга, надо круг разделить на четыре равные части и взять одну такую часть.
Для формирования правильных представлений о долях надо использовать достаточное количество разнообразных наглядных пособий.
2. Ознакомление с дробями.
Образование дробей, как и образование долей рассматривается с помощью наглядных пособий.
Для закрепления полученных знаний выполняются такие же упражнения как и при ознакомлении с долями: по данным иллюстрациям называют и записывают, какие дроби изображены, или же изображают дробь с помощью чертежа, рисунка. Уяснению конкретного смысла дроби помогают упражнения на сравнение дробей, а также решение задач на нахождение дроби числа.
Для сравнения дробей обычно используются иллюстрации с равными прямоугольниками чащимся предлагают начертить в тетради прямоугольник, длина которого 16 см, а ширина 1 см. Это один прямоугольник.
|
|
Конкретный смысл дроби очень ярко раскрывается при решении задач на нахождение доли числа, на нахождение числа по доле, на нахождение части, которую одно число составляет от другого.
Сравнение долей и дробей.
Если мы сравниваем между собой какие-нибудь величины, например два отрезка, то может оказаться, что один из них в точности равен другому, или он больше другого, или меньше другого.
Такие же три случая мы встретим и при сравнении дробей. Попробуем сравнить между собой некоторые дроби.
1. Две дроби считаются равными, если величины, соответствующие этим дробям, равны между собой (при одной и той же единице измерения).
2. Возьмём две дроби с равными числителями: 1/4 и 1/8, и посмотрим, какие величины им соответствуют. В первом случае некоторая величина разделена на 4 равные части, а во втором случае о н а же разделена на 8 равных частей.
3. Возьмём две дроби с равными знаменателями: 5/8 и 3/8. Если мы отметим на предыдущем чертеже каждую из этих дробей, то увидим, что отрезок, соответствующий первой дроби, больше отрезка, соответствующего второй. Значит, из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше.
4. Если даются две дроби с разными числителями и знаменателями, то судить об их величине можно путём сравнения каждой из них с единицей. Например,2/3 меньше 4/5, потому что первая дробь отличается от единицы на 1/3, а вторая на 1/5, т. е. у второй дробименьше недостаёт до единицы, чем у первой.