ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ
«Какие человеческие качества наиболее ценят старшеклассники?»
Выполнил:
Ученик 9А класса
МБОУ “СОШ-ДС №37”
Плаксин Михаил Михайлович
Руководитель:
Учитель обществознания
Пальчинская Эльмира Халиловна
Г. Симферополь, 2020 г.
Содержание
I Введение______________________________________________ 3
1.1 Актуальность исследования
1.2 Цель, задачи
1.3 Методы исследования
1.4 Анализ используемой литературы
II Основная часть
2.1 Понятие «жизненные ценности» в исследовательской литературе_______4
2.2 Теоретические основы ценности и иерархия
ценностных ориентиров_____________________________________5
2.3 Классификация человеческих ценностей___________________6
2.4 Исследование ценностей и ценностных ориентиров у младших и старших подростков МБОУ «СОШ-ДС №37»______________________8
III Заключение ___________________________________________9
3.1 Выводы
3.2 Перспективы
3.3 Список используемой литературы_______________________10
|
|
Приложения
Отзыв
Введение
В современных условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Уровень сформированности нравственных ценностей у подрастающего поколения очень низкий. Бездуховность, равнодушие к жизни, безразличие к себе и другим порождают у многих подростков апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Те нормы и традиции, выработанные предшествующими поколениями, стали не актуальными для современных подростков, так как изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, а молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для подростков относительны.
Ценностные ориентиры – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении подростков.
Следовательно, проблемой данного исследования является выявление ценностей и ценностных ориентиров современных подростков.
Цель работы: определить специфику ценностей и ценностных ориентиров подростков.
Задачи:
1. Определить содержание понятия «ценности и ценностные ориентиры».
2. Разглядеть систематизацию человечных ценностей
|
|
3. Квалифицировать и изучить отношение передовых младших и старших молодых людей к базовым ценностям
Основная часть
Понятие «жизненные ценности» в исследовательской литературе
Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Содержание данного понятия большинство ученых характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка), его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.
В жизни общества нравственные ценности имеют важное значение, поскольку они диктуют поведение людей, форму взаимодействия между членами этой группы и порядок социального быта.
Социальные ценности ориентированы на развитие гражданственности за счет взносов, которые помогают улучшить и организовать жизнь в обществе.
веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире
предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они
относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей
жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной
общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии,
социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также
абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих
благодаря этому как эталон должного. Содержание данного понятия большинство
ученых характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так
или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность,
полезность, необходимость. В обыденном словоупотреблении под «ценностью»
понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка),
его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное,
проще говоря, хорошее или плохое.
Теоретические основы ценности и иерархия ценностных ориентиров
Ценности – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Но то, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценить, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.
Изучение ценностей и ценностных ориентаций носит междисциплинарный характер. При этом исследование ценностных ориентаций людей, находящихся на различных этапах жизненного пути, особенно молодежи, — одна из наиболее разработанных и в то же время «вечно живых» тем в современной психологии и социологии.
Сегодня ценностные ориентации рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
Таким образом, ценностные ориентиры– это:
|
|
- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;
- способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.
Итак, мы определили, что ценности – это концепции жизненных предпочтений личности, отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние.