Назовем содержательные и языковые способы сокращения текста

Речевая подготовка школьников

Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителя к речевой подготовке школьников. Это понятно, так как примерно 70–80% времени человек бодрствует, слушает, говорит, читает, пишет, то есть занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно. Они складываются и совершенствуются в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения.

К 9-му классу обучающийся должен понять, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора, что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью, структурной связностью.

Немаловажным в работе над текстом является оперирование понятием “тип речи” и “стиль речи”. На них опираются при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности.

Развивая речь обучающихся, учитель ориентируется на четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться. Точность и лаконичность высказываний – необходимые условия при оценке сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

В методической литературе точность речи определяется как оптимальное словоупотребление, то есть выбор таких языковых средств, которые ясно выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и идею.

Для того чтобы речь была точной, необходимо, во-первых, знать предмет речи, во-вторых, ориентироваться в языковой системе, в-третьих, иметь такие речевые навыки, которые помогли бы соотнести знание предмета со знанием языковой системы в конкретной речевой деятельности.

Нарушение точности речи наблюдается в основном из-за недостаточного знания особенностей русского языка, чаще всего неверной сочетаемости слов.

Типичные ошибки:

- употребление слов в несвойственном им значении;

- не устраненная контекстом многозначность;

- смешение паронимов, омонимов, неразличение синонимов;

Именно поэтому для создания точности речи необходимо знание лексической системы языка, в которую входят многозначность, синонимия, паронимия, антонимия.

Лаконичность (краткость) речи предполагает четкость изложения мысли и выражается умением передать ее наименьшим количеством слов. Нарушение лаконичности речи ведет к многословию. Выделяются следующие ошибки:

- плеоназм;

- использование лишних слов;

- тавтология;

- “слова – паразиты”.

Подготовка к сжатому изложению.

При подготовке к экзаменам в 9-м классе необходимо обращать особое внимание на анализ текста, так как и сочинение, и изложение проверяют уровень сформированности лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций.

Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме).

Сейчас одной из частей экзаменационной работы является сжатое изложение.

Сжатый пересказ требует отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Но в отличие от “обычного”, в нем максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение – короткий по форме, но не бедный по содержанию текст.

В процессе работы над изложением учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

- верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

- правильно выделять микротемы;

- владеть навыками компрессии текста;

- логично, без искажения передавать содержание исходного текста;

- выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;

- строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Анализ экзаменационных работ показал, что многие ученики не умеют определять в прослушанном или прочитанном тексте основную мысль, затрудняются ее точно и четко сформулировать, плохо справляются с делением текста на смысловые части и составлением плана. Далеко не все умеют подбирать выбирать лексические и грамматические средства, наиболее уместные при кратком изложении материала. Таких учеников в 9-м классе, по подсчетам специалистов, почти 80%! А между тем краткое изложение смысла текста является одним из основных показателей понимания прочитанного. Вот почему сжатию текста необходимо специально обучать.

Прежде всего, нужно знать разные способы сжатия исходного текста – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Назовем содержательные и языковые способы сокращения текста.

1. Содержательные приемы компрессии текста:

1.1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

1.2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

2. Языковые приемы компрессии исходного текста:

2.1. Замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым.

2.2. Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

2.3. Слияния:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена прямой речи косвенной.

Пошаговая деятельность обучающихся при подготовке к изложению помогает им правильно сориентироваться на предстоящих экзаменах.

Последовательность работы должна быть такой:

  1. Внимательно прослушайте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Вдумайтесь в название текста, если оно есть (именно в нем обычно заключается тема и идея).
  4. Установите причинно-следственные связи в содержании текста.
  5. Определите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение), и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.
  6. Разделите текст на композиционные и смысловые части.
  7. Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.
  8. Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить его в изложении. Напоминаем: перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
  9. Напишите черновик изложения, затем после исправлений и проверки перепишите его начисто.

За 30 минут до окончания работы над изложением можно пользоваться орфографическим словарем.

В учебно-методическом пособии под редакцией Н.А. Сениной приводится пример работы с отрывком из рассказа М. Шолохова “Судьба человека” при подготовке к написанию сжатого изложения.

Отрывок из рассказа М.Шолохова “Судьба человека”

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем". Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: "Где же твой отец, Ваня?" Шепчет: "Погиб на фронте". - "А мама?" - "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали". - "А откуда вы ехали?" - "Не знаю, не помню..." - "И никого у тебя тут родных нету?"

- "Никого". - "Где же ты ночуешь?" - "А где придется".

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?" Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, - побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

Работа над содержанием сжатого изложения
по рассказу М.Шолохова “Судьба человека”

Чтобы проверить, правильно ли определены абзацы, вам поможет логика построения текста. Прочитайте первые предложения ваших абзацев и посмотрите, представляют ли они собой текст. Если логика не нарушена, то абзацы выделены правильно.


План текста

  1. Завязка. Приезд героя к мальчику. Обстоятельства знакомства.
  2. Разговор с малышом, его судьба.
  3. Решение героя усыновить ребенка.
  4. Кульминация:

а) реакция мальчика на сообщение взрослого;
б) переживания героя.

Можно составить цитатный план:

  1. “Подворачиваю к чайной: “Эй, Ванюшка!”
  2. “Такая птаха, а уже научился вздыхать”.
  3. “Возьму его к себе в дети”.
  4. “Папка, родненький!”:
    а) мальчик: “дрожит, будто травинка”, “жмется изо всех силенок”;
    б) герой: “в глазах туман”, “заглушил мотор”, “прижал к себе”.

Пример сжатия текста (второй абзац).

Я дверь ему открыл и посадил рядом с собой. Когда поехали, мой шустрый парнишка вдруг притих, то взглянет на меня, то вздохнет. Такая птаха, а уже научился вздыхать. Стал я спрашивать о родных. Оказалось, что их у мальчонки не было – всех убило. Ночевал он где придется.

Рекомендации выпускникам 9-х классов
при подготовке к написанию сжатого изложения

Помните, что при составлении плана следует учитывать тип текста (описание, рассуждение или повествование), так как функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному:

Художественное описание:

  • общее впечатление от предмета;
  • описание его отдельных признаков.

Деловое (научное) описание:

  • назначение предмета;
  • главные признаки предмета:
    а) форма, размер;
    б) материал, из которого сделан предмет;
    в) устройство.

Повествование (рассказ):

  • начало действия (завязка);
  • развитие действия;
  • самый острый момент в развитии действия (кульминация);
  • конец действия (развязка).

Дедуктивное рассуждение:

  • основное положение (тезис);
  • доказательства с привлечением аргументов;
  • вывод.

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Можно при подготовке к изложению использовать тексты сочинений, написанных самими учениками. Это помогает и в подготовке к сочинению-рассуждению. Приведем фрагмент урока в 9-м классе учителя русского языка и литературы МОУ “Средняя общеобразовательная школа №9” Кочарян Н.Е.

Работа с текстом сочинения ученицы (сочинение приводится без исправления речевых и грамматических ошибок).

Я ненавижу себя за то, что являюсь “средненькой” и иногда не хочу жить.

Если быть честной, нет во мне ничего такого, чем можно было бы гордиться. Человек со средними знаниями во всем разбирающийся поверхностно, а по многим предметам и того хуже. Как я завидую людям одержимым, с твердым характером, умеющим добиваться цели и бороться.

Что греха таить, недобросовестно мы учимся в школе, на “3”. Если раньше мечтали стать героями, космонавтами, артистами, то теперь мои сверстницы хотят быть кто парикмахером, кто танцовщицей в ночном баре, а кто продавцом косметики.

У большинства из нас нет великой цели. Мы не понимаем, зачем мы в этом мире. Отсюда сознательный выбор усредненного стиля жизни и линии поведения.

Задания:

  1. Какова тема текста?
  2. Определите тип речи.
  3. Какую проблему поднимает автор сочинения?
  4. Запишите 5-6 ключевых слов, которые помогут вам передать содержание.
  5. Что, по вашему мнению, означает выражение “средненький человек”?
  6. Передать содержание текста тремя предложениями.

Задания такого типа могут быть использованы на каждом уроке, они развивают навыки точного отбора ключевых слов, которые отражают не только тему текста, но и его идею, с их помощью можно показать отношение автора к тому, о чем идет речь.

Еще один прием подготовки к сжатому изложению. Прочитать исходный текст и вариант его сжатия. Проанализировать, как раскрываются микротемы, какие приемы компрессии текста использованы.








Текст для изложения

Наш двор был как будто нарочно предназначен для мальчишеских игр. Два этажа покинутого и запущенного завода, обветшалое здание какого-то склада с шаткими площадками без перил и трясущимися от каждого шага лестницами, овраг в конце двора - все это как нельзя более подходило для непрерывной игры в войну, в индейцев, в пиратов, в рыцарей.

Но была у нас еще одна игра, которую выдумали мы сами, - я и мой старший брат.

В этой игре наш двор превращался в какую-то огромную, еще не до конца исследованную страну. Овраг был морем, заросли лопухов и бурьяна вставали непроходимыми лесами. А на всем пространстве двора были разбросаны деревни, сложенные из маленьких дощечек или щепочек, уездные городишки, построенные до мелких обломков кирпичей и, наконец, большие города с рядами домов в четверть или даже в половину кирпича.

Суть игры заключалась в следующем. Где-то в одной из самых глухих деревушек, затерянных среди просторов нашего двора, рождался на свет мальчик, главный герой этой повести-игры. Он подрастал и отправлялся в первое свое путешествие - в ближайший уездный городок. Там он учился, а затем его ждали бесконечные странствия и приключения. Постепенно на его пути вставали все большие и большие города. В конце концов он попадает в столицу, о которой, по правде сказать, у меня у самого было в то время весьма смутное представление. Судьба моего героя складывалась каждый раз по-иному. Он становился то путешественником, то великим полководцем, то капитаном корабля, то знаменитым дрессировщиком львов, тигров, пантер, мустангов и орангутангов. Но во всех этих разнообразных вариантах игры было и нечто общее. Преодолевая препятствия, герой выходил из дремучей глуши, из нужды и безвестности на широкую дорогу жизни.

(По С.Я. Маршаку)
251 слово



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: