Закрепление изученного материала

Тема. Разнообразие грибов.

Лабораторная работа № 10. Сравнительная характеристика низших и высших грибов.

Цели: систематизировать знания о грибах, развивать умение систематизировать  информацию, сравнивать признаки; формировать навыки экологической культуры.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы изучали тему «Грибы». Сегодня продолжим разговор о грибах.

И нтересные сведения о грибах

  • Небесно – голубой гриб обитает в Новой Зеландии. Эти голубые грибы могут быть ядовитыми, но их токсичность мало изучена.
  • Самый удивительный и загадочный гриб – это весёлка обыкновенная. Этот гриб вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Его ножка за одну минуту может вырасти до 5 мм
  • Плесень на продуктах появляется от того, что некоторые грибы способны летать по воздуху.
  • После аварии на Чернобыльской АЭС с помощью робота обнаружили грибы! Этим грибам радиация необходима для жизни.
  • Самым дорогим грибом в мире является трюфели.
  • Единственные из всех грибов – рыжики, которые можно есть сырыми.
  • Среди грибов есть грибы – хищники.

Учитель: Итак, что вы можете сказать, прослушав данную информацию?

Ученик: Грибов очень и очень много, все они разные.

Сообщение темы урока

Тема нашего урока «Многообразие грибов»

 

Изучение нового материала

1. Наука о грибах называется - МИКОЛОГИЯ

2. Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ

3. Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ

4. Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН

5. Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

Классификация грибов

Съедобные грибы Ядовитые грибы Грибы паразиты Плесневые грибы
подосиновики желчный гриб гриб-трутовик пеницилл
опята мухомор головня мукор
подберёзовик бледная поганка спорынья аспергилл
вёшенка   мучнистая роса  
       

Памятки грибнику

«Тихой охотой» называют сбор грибов, а чтобы она была удачной т и не закончилась болезнью необходимо соблюдать правила сбора грибов.

Вам предложены рекомендации по сбору грибов. Составьте из них «Памятку грибнику» и «Памятку по профилактики отравления грибами». Номера рекомендаций запишите в таблицу

Команда 2 команда

Памятка грибнику Памятка по профилактики отравления грибами
1, 3, 5, 6, 7, 11 2, 4, 8, 9, 10, 12

1. Чтобы грибов набрать – надо раньше встать – говорит народная пословица. На рассвете гриб самый крепкий и душистый.

2. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.

3. Знай, какой гриб, где искать.

4. Не собирай грибы, напоминающие шампиньоны, но не имеющие на нижней поверхности шляпки пластинки белого цвета.

5. Непродолжителен век гриба, растет он очень быстро. Упустишь время, и гриб перерастет, станет дряблым, вялым и червивым.

6. Совсем никому ненужных грибов в лесу нет.

7. Нашел гриб, не спеши вырывать его с «корнем», лучше подрежь ножку ножом. Нельзя разрывать лесную подстилку – ты разрушишь грибницу и в следующий раз грибов на этом месте не найдешь.

8. Не пробуйте на вкус сырые грибы.

9. Помните о ложных опятах: не берите грибы с ярко окрашенной шляпкой.

10. Каждый вид грибов следует консервировать отдельно.

11. Замечено, что больше грибов растет с северной стороны дерева. Если лето сухое, заглядывай чаще под деревья, гриб «жмется» к ним. В ненастное лето, наоборот, ходи подальше от деревьев, все грибы «выбегают» на простор.

12. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеются клубневидные утолщения.

Учитель: Я думаю, что если люди будут соблюдать данные правила, то сбор грибов принесёт им только радость.

Закрепление изученного материала

Необходимо из предложенных групп исключить лишний гриб, указать причину несоответствия

  1. Фитофтора, головня, трутовик, мукор (плесневый гриб);
  2. Подберёзовик, груздь, маслёнок, белый гриб (пластинчатый гриб);
  3. Желчный гриб, мухомор, вешенка, бледная поганка (съедобный гриб)
  4. Боровик, опята, сыроежки, желчный гриб (ядовитый гриб)

 «Угадай, кто я?»

(Задание рассчитано на то, чья команда быстрее даст правильный ответ).

1. Срежешь гриб и вскоре увидишь, ножка его на срезе потемнела. Но у этого гриба ножка не темнеет никогда, даже когда ее высушишь. Может поэтому гриб и получил свое название. Какой это гриб (белый гриб).

2. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, словно смазанные маслом. (маслята).

3. Красивый гриб, яркий, но есть его нельзя! Но и уничтожать не нужно – он лесу нужен. Для одних животных этот гриб – лекарство, для других – яд. (мухомор).

4. У этих грибов шляпки разного цвета: синие, красные, желтые, фиолетовые. А вот название у них одно. (сыроежки).

5. Эти грибы можно узнать по яркой окраске и еще потому, что на срезанной ножке выступает оранжевый сок. (лисички, рыжики).

6. Живут эти грибы на деревьях и на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно срезать целую корзину. (опята).

Учитель: мы с вами попутешествовали по грибному лесу, устали, давайте сделаем привал, и посмотрим, какие грибы вы набрали, а для этого отгадаем загадки..

 «Отгадай загадку»

На листочках наклеенные на доске каждая команда выбирает загадки и дает на них ответ

1)Не спорю, не белый -
я, братцы, попроще...
расту я обычно в берёзовой роще.

(Подберёзовик).

2) Рыженький Ванёк,
Крепкий паренёк,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень. (Рыжик)

3) Стоит мальчонка -
Замаслена шапчонка. (Маслёнок)

4) Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С тёмной шапкой наверху.

(Белый гриб).

5)Растут на опушке
Рыжие подружки. (лисички)

6)В белом парике да белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной,

красивой да опасной.
Кто его с собой возьмет –

тот и горюшка хлебнет. (Мухомор)

7)Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –

зовусь я – ... (подосиновик)

8)Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка)

9)Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый … (шампиньон)

10) Есть грибы и не в лесу:

в тесте, в пиве и квасу. (дрожжи)

11) Конское копыто –

к дереву привито. (трутовик)

12) Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок. (дождевик)

13) Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые –

лекари хваленые. (пеницилл)

1. 14) Нет грибов дружней как эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

 























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: