Ж ить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Л. Пастернак
Борис Леонидович Пастернак – крупнейший русский поэт двадцатого столетия – начинает свой творческий путь еще до октябрьской революции, в десятых годах.
«Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912) - его поэт. дебют:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит...
В этих стихах уже можно увидеть манеру будущего великого поэта — пронзительный лиризм, импрессионизм, выпуклость, осязаемость образов, передающих и цвет, и звук явления, особую прозрачность стиха. Пастернака ни с кем не спутаешь: «шелест листьев был как бред», «даль пугается», «воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы».
Мир здесь представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Такое внимание к предметам у поэта от отца. Отличается стихотворение обилием чёрных красок: слякоть "весною чёрною горит", грачи уподобляются "обугленным грушам", проталины чернеют. Но мрачны ли они? Нет, так как они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.
Лирический герой не пассивный созерцатель природы, а активный сотворец, художник в сохраненном пращурами, дарованном нам жизнью вечном ее храме. Какие чувства, кроме неудовлетворения, у заурядного человека может вызвать февральская слякоть? А волей вдохновения:
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
В миниатюре "Февраль..." мир представлен звучащим на новые лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот... Всё это – музыка приближающейся весны. Всё стихотворение пронизано звуками, музыкой: слышны звуки колокола в Благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня, тысяча грачей и музыка стиха, стихия авторского творчества: "слагаются стихи навзрыд". Стихотворение Пастернака обращает на себя внимание своей звукописью: проЛётка - Ливень - сЛёзы; коЛёса - кЛик - бЛаговест - сЛякоть - сЛагаются – Лужи.
Стихотворение начинается с назывного предложения: "Февраль". Это позёмка, вьюга, холод, мороз, ветер... Но есть и "февральская лазурь", то есть ощущение скорой весны, таяния снега. Так что уже первое предложение заявляет конфликт ещё зимы и почти весны. Нарастание чувства усиливает приём разрушения автором фразеологизма "плакать навзрыд", превращённого в словосочетание "писать навзрыд".
Так открываются внутренний и внешний планы стихотворения. Внешний – это образ приближающейся, во всём чувствующейся "горящей" весны, а внутренний – это процесс пробуждения поэзии.
«После дождя» (1915) — один из образцов живописи словом в ранней лирике Пастернака. По заглавию, сюжету, преобладающим деталям — это природоописательное произведение, лирический пейзаж. По глубинной же связи картин, их подтекстовой логике — это развернутая метафора надежды на очищение жизни, веры в ее чудесные преобразования, лирика философского и социального содержания. В стихотворении две картины: грозы (2-я строфа) и послегрозья (1-я и остальные строфы).
Гроза изображена, как мощный шквал, который, казалось бы, все должен смести, уничтожить на своем пути. Глаз не заметит подробностей, красок, цветов. Смысл этюда — движение ливня через парк к дому, энергия, стремительность мощных валов дождя и града:
Сначала все опрометью, вразноряд
Ввалилось в ограду деревья развенчивать,
И попранным парком из ливня — под град,
Потом от сараев — к террасе бревенчатой.
Разбушевавшаяся стихия грозы, бури в силу их символического смысла в русской классической и советской поэзии может быть соотнесена с социальными процессами. Вторая картина пейзажа отличается от первой и объемом, и колоритом. Природа как бы оживает — больше предметов, запахи, цвета. Прибитая градом и обмытая ливнем земля дарит богатство запахов («теперь не надышишься крепью густой»; «воздух садовый, как соды настой»), цвета («сверкает клубники мороженый клин, и градинки стелются солью поваренной»). Балконные стекла напоминают спины купальщиц, с которых «ручьями испарина». Преодолев ужас грозы, природа приукрасилась, готова сотворить чудеса. Капля, катящаяся с паутины, вобрала в себя солнечный луч, как уголек, залегла в крапиве. Еще мгновение — и этот уголек луча «выдует радугу», подарит миру новую, более яркую красоту. Светлой надеждой на утверждение чудесного, доброго, прекрасного не только в природном, но и человеческом мире живет лирический герой этого произведения, мечтатель, романтик.
Первый поэтический сборник «Близнец в тучах» (1914) поставил поэта в один ряд с Брюсовым, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштамом, Гумилевым. Революцию не воспевал. Осмысливал, чтобы потом написать роман «Доктор Живаго». Продолжал работу, которая наполняла душу радостью.
«Сестра моя – жизнь» (1922 год) написан еще летом 1917 года.
«Темы и вариации» (1923 г.)
«Второе рождение» (1934)
«На ранних поездах» (1943).
Затем в творчестве поэта наступил вынужденный перерыв. В эти годы Пастернак занимался в основном переводами.
Ведущие темы лирики Пастернака:
1. человек и мир неповторимо прекрасной природы;
2. сложный мир человеческих отношений, зависящих от общественных потрясений и социальных катастроф;
3. тема поэта, чувствующего свою избранность, но силою житейских и социальных обстоятельств вынужденного быть в общей «стае».
Основные особенности поэтики:
1. метафоричность,
2. философичность,
3. живописность,
4. музыкальность,
5. невыделенность лирического героя,
6. тяготение к импрессионизму,
7. «прозрачность» стиха.
Название последнего цикла стих-й «Когда разгуляется» (1956 -1959) символично:
· это и отклик Пастернака на всплеск общ. активности в середине 50-х годов,
· и надежда на «прояснение» духовной и общ. атмосферы после XX съезда партии;
· это и мудрое понимание того, что все светлое и прекрасное еще впереди, оно состоится, только «когда разгуляется».
«Разгуляться» - проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времён сталинизма, это «оттепель», принесшая глоток свежего воздуха свободы. В стихотворениях «Весна в лесу», «После вьюги», «За поворотом» передаётся ощущение поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сборнике очень много «зимних» стихов («Заморозки», «Первый снег», «Следы на снегу», «Снег идёт»), в которых Пастернак через природную метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Состояние эпохи рисуется через движения природы и души, через предметы повседневности. Поэт не очень верит «оттепели», предчувствуя, что заморозки ещё вернутся.
«Когда разгуляется» — последняя книга зрелого мастера. В ней каждое стихотворение — программное для поэта, и все они связаны между собой в единый цикл. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» — его нравственное и поэтическое кредо. «Дойти до самой сути в работе, в поисках пути, в сердечной смуте». Вот оно, главное триединство для поэта: работа = творчество, главная магистраль жизни — путь, любовь.
Книга «Когда разгуляется» как бы вмещает в себя два плана: один связан непосредственно с состоянием природы, второй — с духовным состоянием человека. Вчера человека преследовали тучи злобы, зависти, но вот «разгулялось», чернота ушла, и открылся мир не просто красивой природы, а мир вечности, истории («в мерцающих венцах бессонниц святые, схимники, цари...»). Его музыкант («Музыка») играет не просто пьесу, но «собственную мысль, хорал, гуденье мессы, шелест леса», и в его импровизации все разнородные понятия сливаются в целое жизни, хорал духа и природы. Жизнь — хорал, в котором каждая травинка, каждая клавиша, каждый человек ведет свою партию.
Стихотворение «Когда разгуляется» (1956) — вершина раздумий о взаимоотношениях социума и природы. Спасение окружающей среды — важнейшая проблема современной цивилизации. В произведении четко выделяются две части. Первая — 4 строфы — динамичная, яркая картина леса, оживающего под благотворным воздействием солнечных лучей после обрушившегося на него ненастья. Вторая — 3 последующих строфы — уподобление леса Храму. Здесь — характерный дли среднерусской полосы извечный ритм смены атмосферных явлений. Последовательность этого ритма — от ненастья, холода к потеплению. Скопление облаков в первой строфе уподоблено суровым горным ледникам. В четвертой строфе торжествуют свет и тепло — «разлито солнце по земле».
Учащиеся наблюдают, как движется «колорит» освещения, последовательно меняются цвета «белый («скопленье облаков, нагроможденных белой грудой»), красный («то весь горит»), черный («то черной тенью насевшей копоти покрыт»), синий («меж туч проглянет синева»), зеленый («просвечивает зелень листьев») и, наконец, золотистый — цвет солнечных лучей, которые проникают сквозь «росписи оконниц» во «внутренность собора, храма Природы».
Заключительный стих четвертой строфы — сравнение леса с живописью в цветном стекле — выражает мысль об уюте, тепле, искусстве, культуре, это связующее звено между первой и второй частями стихотворения. Сопоставление Природы с Храмом смыкается в метафору «природа-храм». Это особый Храм — тайник Вселенной. Чтобы проникнуть хотя бы отчасти в ее тайны, осознать ее значение для настоящего и будущего, человечество заплатило веками поклонений праведным и неправедным царям, бдений ищущей мысли своих святых и схимников. 'Услышать, далекий отголосок хора, гармонии Вселенной только изредка дано поэту. Он предупреждает своих современников и будущие поколения: преодолейте индустриальные покушения на Природу, молитесь ей коленопреклоненно, если хотите сохранить цивилизацию, жить и быть счастливыми.
В 30-50-е годы меняется стиль Пастернака. Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повседневное обнаруживает свою значительность. В стихотворении «Свадьба» (1953) обычная бытовая зарисовка завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия: