Система органов власти Союзного государства

В настоящее время сформирована и действует система органов Союзного государства.

Согласно договору о создании Союзного государства, представительным и законодательным органом является парламент Союзного государства, который функционирует и сегодня.

Парламент Союзного государства состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты Представителей, где Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года. Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы. Парламент принимает законы и Основы законодательства, отнесенные к компетенции Союзного государства, которые будут обязательны для исполнения на его территории.

февраля 1995 года был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Новый этап единения народов Беларуси и России начался 2 апреля 1996 года, когда был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В соответствии с этим документом было принято решение о создании Парламентского Собрания - представительного органа Сообщества, который должен был формироваться на основе принципа равного представительства депутатов национальных парламентов России и Беларуси. Статья данного договора гласит: «Стороны учреждают Парламентское Собрание, формируемое из равного числа парламентариев от каждой из сторон.

Парламентское Собрание принимает модельные законодательные акты и вносит соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты сторон и в Высший Совет по вопросам развития правовой базы Сообщества.

Решения Парламентского Собрания принимаются квалифицированным большинством голосов.

Заседания Парламентского Собрания правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей депутатов от каждой из сторон.

Парламентское Собрание принимает свой регламент».

На встрече руководителей парламентов Беларуси и России, которая состоялась 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге, было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества. За время, прошедшее с момента образования в апреле 1996 года Сообщества (с апреля 1997 года - Союз Беларуси и России, с декабря 1999 года - Союзное государство), депутатами Парламентского Собрания проделана работа, заложившая основы формирования правовой системы Союзного государства. Согласно решению Высшего Совета Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. наряду с другими органами Парламентское Собрание Сообщества Беларуси и России было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В Уставе Союза Беларуси и России правовая основа деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России была несколько расширена. С учетом необходимости обеспечения преемственности в деятельности представительного и законодательного органа, а также того, что в настоящее время Парламент Союзного государства не создан, эта правовая основа в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., сохраняет актуальность. В уставе Союза более подробная характеристика компетенции Парламентского Собрания, закрепленная в статье 23. В соответствии с Уставом Союза в компетенцию Парламентского Собрания входит:

решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств - участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях;

принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств - участников Союза в целях унификации их законодательства;

вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств - участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;

содействует унификации законодательства государств - участников Союза;

обеспечивает взаимодействие парламентов государств - участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;

заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;

рассматривает проект бюджета Союза;

осуществляет контрольные функции в пределах, установленных настоящим Уставом;

заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;

рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;

содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно - правовой системы Союза;

заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом.

Председатель Парламентского Собрания Союза и его первый заместитель избираются на ротационной основе Парламентским Собранием Союза из своего состава сроком на один год. При этом, реализуя принцип паритетности, Председатель Парламентского Собрания Союза и его первый заместитель не могут быть гражданами одного государства-участника Союза. В Парламентском Собрании был создан Совет Парламентского Собрания Союза, в который входят Председатель Парламентского Собрания Союза, его заместители и руководители постоянных комиссий. Для обеспечения деятельности Парламентского Собрания Союза был сформирован соответствующий аппарат.

Более подробно правила, определяющие порядок деятельности Парламентского Собрания и его органов, представлены в Регламенте Парламентского Собрания Союза, утвержденном постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 13 июня 1997 г.

За время существования Парламентского Собрания Сообщества и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоялось 13 сессий данного представительного органа. Первая сессия Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России состоялась 25 июня 1996 г. в Смоленске. В основном на данной сессии решались организационные вопросы. Были избраны рабочие органы Парламентского Собрания, первый заместитель и заместители Председателя Парламентского Собрания, сформировано шесть постоянных комиссий, утвержден их персональный состав, избраны председатели комиссий и их заместители. Принят Временный регламент Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России. Парламентское Собрание утвердило руководителя Секретариата Парламентского Собрания - Ответственного секретаря Парламентского Собрания, а также штатную численность Секретариата Парламентского Собрания. Местом нахождения Парламентского Собрания Сообщества определен город Москва. Приоритетным направлением деятельности Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России стало создание предпосылок для унификации национального законодательства государств-участников в области обеспечения равенства прав и свобод граждан. На второй сессии Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России, состоявшейся 24 октября 1996 г. в Москве, был утвержден План мероприятий по унификации законодательства в сфере реформирования экономики на 1996-1997 гг., одобрены основные положения Концепции унификации трудового законодательства Беларуси и России. На третьей сессии Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России, состоявшейся 11-12 марта 1997 г. в Минске, вносились некоторые изменения в работу представительного органа, вызванные проведенным в Республике Беларусь референдумом 1996 г. В частности, изменен состав белорусской депутации в Парламентском Собрании. Важным этапом в работе Парламентского Собрания стали четвертая и пятая сессии, состоявшиеся 1 апреля 1997 г. (Москва) и 12-13 июня 1997 г. (Брест). На четвертой сессии одобрен проект Договора о Союзе Беларуси и России. Шестая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоялась 3-4 ноября 1997 г. в Калининграде. В рамках сессии прошла общая дискуссия: «Процесс становления Союза Беларуси и России и проблемы его развития. Ход экономической интеграции. Роль Парламентского Собрания Союза». По результатам дискуссии принято постановление Парламентского Собрания. Седьмая внеочередная сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоялась 15 декабря 1997 г. в Москве. На сессии обсуждался бюджет Союза Беларуси и России на 1998 год. В период с 3 по 5 мая 1998 г. в Гомеле прошла восьмая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «О единых подходах в пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей - граждан государств - участников Союза Беларуси и России». Девятая сессия Парламентского Собрания Беларуси и России состоялась 2-3 ноября 1998 г. в Ярославле. Сессией Парламентского Собрания был одобрен проект Компетенции Суда Союза Беларуси и России в качестве рекомендации при подготовке международного договора о создании Суда Союза. В Минске 21 января 1999 г. состоялась десятая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. На сессии была определена главная задача Парламентского Собрания - активное участие в процессах и мероприятиях, направленных на реализацию Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России 25 декабря 1998 г. На одиннадцатой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, прошедшей 11 марта 1999 г. в Москве, был одобрен проект бюджета Союза Беларуси и России на 1999 г. Двенадцатая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 2 июля 1999 г. в Минске, посвящалась вопросам формирования Союзного государства. На тринадцатой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшейся 4 ноября 1999 г. в Москве, парламентарии Союза Беларуси и России обсудили проект договора о создании Союзного государства, и высказанные на сессии предложения и замечания по проекту Договора в качестве рекомендаций были направлены в Высший Совет Союза, Исполнительный Комитет Союза, Администрацию Президента Республики Беларусь и Администрацию Президента Российской Федерации для учета при доработке проекта Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства. После принятия договора о создании Союзного государства было проведено еще 27 сессий по различным вопросам.

Итак, мы видим, что упрочилась практика проведения сессий Парламентского Собрания по вопросам строительства Союзного государства. Участники сессии обсуждают актуальные проблемы российско-белорусской интеграции не только в столицах наших государств, но и в других городах и регионах Беларуси и России. Благодаря подобной практике идеи союзного строительства находят понимание и поддержку на региональном уровне, вовлекают местную общественность в процесс интеграции.

Иным органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. Согласно статье 34 Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. Согласно договору в компетенцию Высшего Государственного Совета входит:

решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;

образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;

назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;

утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;

утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;

утверждает государственную символику Союзного государства;

определяет местопребывание органов Союзного государства;

заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета и Совета Министров является Постоянный Комитет Союзного государства. В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников. Постоянный Комитет организует реализацию положений Договора, разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров и информирует его о ходе их выполнения. Готовит для Совета Министров Союзного государства предложения по проектам законов Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников. Формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет обеспечивает взаимодействие Совета Министров Союзного государства с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, а также в состав Постоянного Комитета входят четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Два члена Постоянного Комитета представляют Белорусскую Сторону, два члена - Российскую Сторону.

За период с 2000 года до конца 2011 года состоялось 14 заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства, рассмотрено 149 вопросов, принято более 110 постановлений, директив и декретов, в которых даны соответствующие поручения органам Союзного государства, правительствам, министерствам и ведомствам Беларуси и России по развитию интеграционного процесса между нашими странами.

Одним из органов Союзного государства является Правительство Союзного государства. Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров союзного государства, главы правительств Беларуси и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь союзного государства. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом Союзного государства. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе. В соответствии со статьей 46 договора и разделом IV Положения в компетенции Совета Министров находится:

разработка основных направлений общей политики по вопросам развития Союзного государства и внесение их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;

внесение в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;

контроль за выполнением положений Союзного Договора, актов Союзного государства и при необходимости внесение мотивированных представлений государствами-участниками в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;

разработка и внесение в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечение исполнения бюджета, представление Парламенту годовых и полугодовых отчетов об исполнении бюджета;

обеспечение создания и развития единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;

проведение согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечение законности, прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

В настоящее время Председателем Совета Министров Союзного государства является Владимир Владимирович Путин.

За период до 2011 г. состоялось 35 заседаний Совета Министров Союзного государства, на которых рассмотрено около 650 вопросов по различным направлениям союзного строительства. Принято более 380 решений в виде постановлений, директив и резолюций. Абсолютное большинство принятых высшими органами Союзного государства решений выполнено.

По всем направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России. Ряд министерств и ведомств государств-участников взаимодействуют путем проведения заседаний соответствующих комитетов, комиссий, советов, рабочих групп.

Эффективно работают объединенные коллегии отраслевых органов Союзного государства: Пограничного Комитета, Таможенного Комитета, Комитета по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. На регулярной основе проводятся заседания совместных белорусско-российских коллегий министерств и ведомств: внутренних дел, КГБ и ФСБ, обороны, юстиции, иностранных дел, МЧС, а также ФТС России и ГТК Белоруссии. С 2008 года совместная работа коллегий министерств и ведомств Беларуси и России существенно активизировалась и поставлена на плановую основу. Теперь график проведения совместных заседаний коллегий ежегодно рассматривается на заседаниях Совета Министров Союзного государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: