Проблемы деятельности Союзного государства

 

Проблема построения Союзного государства Беларусь-Россия остается наиболее важной с политической, экономической и военной точек зрения. Никакие внутренние и международные события, какими бы острыми и драматическими они ни были, не могут отодвинуть или приглушить проблему формирования Союзного государства. Прежде всего отметим, что интеграция России и Беларуси в единое Союзное государство идет весьма медленно. Сегодня это признают и сторонники реинтеграции, и ее противники. Первые - с сожалением, вторые - с радостью. Говоря о том, что сдерживает, необходимо выделить следующие моменты:

Во-первых, слишком сильны бюрократические барьеры на пути создания Союзного государства. Об этом, в частности, говорил Селезнев в марте месяце на пресс-конференции на итогам 19-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Во-вторых, сложнее чем предполагалось идут процессы экономической интеграции, хотя справедливости ради необходимо отметить, что в этой области, как и в военной сфере, в безопасности, в вопросах борьбы с преступностью, в охране госграниц Союза есть тем не менее весьма позитивные сдвиги. Однако необходимо учитывать, что имеющиеся между Россией и Беларусью противоречия в экономической сфере остаются существенными и их разрешение потребует значительных усилий с обеих сторон. Прежде всего, это проблема государственной собственности и ее мест в экономической политике. Россия уже давно захвачена процессом разрушения госсектора, даже тех отраслей, которые определяют стратегическую военную составляющую экономики страны. Иначе говоря, несмотря на неприемлемость для интересов безопасности такого подхода, на деле осуществляется политика удаления государства из экономики по рецептам российских и зарубежных либералов. По обеим этим проблемам Белоруссия занимает четкую позицию, выраженную ее Президентом. В частности, в интервью газете «The Wall Street Journal», опубликованном 1 марта 2002, Лукашенко заявил: приватизация необходима, но «не воровская приватизация, которая отдает предприятия в руки преступников». Частным предпринимателям, сказал Лукашенко, будет запрещено приобретать все «стратегические предприятия», и они не получат права уволить персонал. «У нас никогда не будет приватизации по российскому образцу». Таким образом, в экономической области есть еще много нерешенных принципиальных проблем, сдерживающих процесс интеграции двух стран. И решение этих проблем должно носить прежде всего политический характер, так как экономические решения вторгаются, прямо отражаются на социальной обстановке и перекосы, противоречия, порождаемые такими решениями, непосредственно влияют на социальную и политическую стабильность в обществе.

В-третьих, одним из основных, сдерживающих реинтеграцию, обстоятельств является отсутствие единой валюты. В самом начале существования СНГ противоречие по указанной проблеме не было преодолено, что немедленно повлекло за собой возникновение и развитие центробежных тенденций, которые с каждым годом крепли.

В-четвертых, для создания Союзного государства Беларусь-Россия не сформировалась еще необходимая законодательная база. Несмотря на то, что многие вопросы на законодательном уровне решены или созданы предпосылки для их решения, главный вопрос - каким должно быть Союзное государство - все еще находится в стадии сравнения и учета мнений разных сторон. Как следствие до сих пор нет Конституционного акта Союзного государства. Это прежде всего определение формы Союзного государства. С учетом существующих реальностей и позиций обоих Президентов построение государства на данном этапе может и должно принять конфедеративную форму, т.е. сохранение существующих институтов власти, корректное выстраивание наднациональных органов с четко определенной компетенцией, определение роли и места народоизъявления по принципиальным вопросам образования и существования Союзного государства. Можно предположить, что такая форма сохранится достаточно долго и сможет стать притягательной для других стран СНГ. Тем самым принятие Конституционного акта Союзного государства, как отметил Селезнев на пресс-конференции 6 марта с.г. в Госдуме, является «важнейшей задачей союзного строительства на ближайшую перспективу», и пока не вступит в силу этот документ, движение вперед будет практически невозможно. Не решив главного вопроса, трудно надеяться на эффективность решения второстепенных вопросов. А значит и решение всей проблемы будет тормозиться. Таким образом, скопился комплекс политических, экономических и правовых проблем, нерешенность основополагающих вопросов, прежде всего конституционных, т.е. политического характера, создают определенные, весьма сложные препятствия на пути формирования Союзного государства. Нельзя сказать, что они не решаются. Но решаются слишком медленно, что в значительной мере объясняется наличием субъективных причин, которые показывают, кто тормозит процесс формирования Союзного государства. Экономический аспект проблемы интеграции России и Беларуси является с содержательной точки зрения ведущим. От полноты его решения будут зависеть в немалой степени темпы и формы политической интеграции. В этой сфере отношений между Россией и Беларусью за последние годы произошли и продолжают происходить значительные, объемные изменения. Несмотря на все формы и методы противодействия против Беларуси со стороны всех внешних сил, действующих против любых форм ее интеграции со странами СНГ, тем не менее, именно в экономической сфере ее отношения являются наиболее разносторонними и широкими. И отношения между Россией и Беларусью в этой сфере продвинулись достаточно далеко. Но какие бы позитивные результаты уже не проявились, какие бы конкретные планы - проект двустороннего межправительственного соглашения о создании равных условий в области ценовой политики на железнодорожные перевозки, подписанное соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, контракт о строительстве в Беларуси компактного металлургического завода, торгово-экономические соглашения между регионами России и регионами Беларуси и целый ряд других соглашений, программ, планов и их проектов, - тем не менее, для создания единого экономического пространства России и Беларуси надо преодолеть серьезные разногласия. Прежде всего, необходимо создать равные условия для деятельности субъектов хозяйствования двух стран, выравнивать цены на тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки для российских и белорусских потребителей, перейти на единые принципы косвенного налогообложения во взаимной торговле, перейти на единую валюту. Но даже благополучное разрешение этих разногласий не снимает до конца имеющуюся проблему, так как основное противоречие так и останется за рамками ведущихся переговоров и поисков компромиссных решений. Прежде всего, суть проблемы заключается в оценке роли и места государства в экономике и экономической политике. И здесь, в этом вопросе, разногласия остаются и, видимо, останутся еще долго. И вторая группа противоречий связана непосредственно с кругом экономических либеральных реформ. Здесь также позиции далеко не совпадающие. Либеральные реформы в Беларуси не состоялись. Более того, в марте с.г. Президент Беларуси потребовал ужесточить административный контроль за экономикой. Военный аспект проблемы из всех трех указанных проблем оказался наиболее успешно решаемым. Объяснение этому кроется в ряде важных причин:

Во-первых, изменение геополитического положения России и особенно Беларуси после распада СССР повлекло за собой усложнение положения этих стран. Совершенно по-новому в этой ситуации встала проблема обеспечения обороноспособности и России, и Беларуси. Сама ситуация подталкивала руководство этих стран к поиску конкретных форм взаимодействия в целях укрепления обороноспособности обеих стран.

Во-вторых, задача облегчалась тем, что военные инфраструктуры России и Беларуси идентичны, так как своей основой они имеют бывшую единую систему ВС СССР. Не надо забывать, что в России, Беларуси и Украине сосредоточилось почти 95% военных специалистов бывшей советской армии и около 90% военного потенциала СССР. В силу этого на постсоветском пространстве окончательно сформировались и обладают определенным уровнем боеспособности только три армии - российская, белорусская и украинская. Тем самым сохраняются условия не только для военного взаимодействия, но и для военной интеграции, конечно, при условии принятия политических решений по этой проблеме.

В-третьих, когда противники объединения (интеграции) отрицают необходимость военной интеграции, они или «забывают», или сознательно искажают реальную действительность. А она такова, что после распада СССР западные области России (Смоленская, Брянская, Тверская, Псковская) стали передовыми рубежами, а вокруг России идет активное наращивание позиций НАТО, что создает весьма сложную обстановку. При объединении двух стран Беларусь становится передовым рубежом Союзного государства, с позиций которого при непосредственном контакте с территориями натовского влияния возможно более эффективное с точки зрения обеспечения обороноспособности двух объединяющихся государств отслеживание, контроль за процессами непосредственно вблизи Союзного государства. Это взаимовыгодный процесс, так как для России - это удаление ее передовых рубежей, для Беларуси - повышение уровня ее обороноспособности на основе единых вооруженных сил и единой системы обороны Союзного государства. Весьма тесно к вопросу об обороноспособности примыкают вопросы обеспечения безопасности - политической, экономической, экологической, технологической и иной - для обоих государств. Поэтому далеко не случайно взаимодействие двух стран в вопросах охраны границ, борьбы с террором, борьбы с преступностью во всех ее видах и формах приобрело с 1996 года (провозглашение цели создания Союзного государства) довольно значительный объем и масштаб. Таким образом, сфера обороноспособности и безопасности оказалась наиболее динамично развивающейся и несмотря на имеющиеся противоречия в политической и экономической областях имеет явную тенденцию к расширению и углублению взаимодействия. Подводя итоги сказанному, целесообразно выделить наиболее значимые моменты процесса формирования Союзного государства Россия-Беларусь.

Во-первых, формирование Союзного государства Россия-Беларусь отражает мировую тенденцию интеграционных процессов от региональных до мировых (глобализация). Всякие попытки препятствовать этому или затягивать решение об интеграции двух стран является по сути действием, затормаживающим включение этих стран в мировые процессы и обрекает их быть заложниками политики ведущих стран мира, уже давно стоящих на путях глубокой интеграции в экономической, политической и военной областях.

Во-вторых, решение вопросов объединения наталкивается на нерешенность принципиальных вопросов законодательного, политического и экономического характера. Без их решения объединение или не состоится или будет осуществлено в столь несовершенной форме, что постоянно будет существовать угроза распада.

В-третьих, ошибкой как в России, так и в Беларуси является то, что власти «играют» на поле, предлагаемом оппозицией, - права человека в их атлантической интерпретации, т.е. индивидуализм, как наиболее полное выражение потребительского характера общества, в котором идея «прибыли любой ценой» определяет поведение государства, общества и личности и в соответствии с которой построена вся правовая система.

В-четвертых, формирование Союзного государства Россия-Беларусь по своей значимости далеко выходит за пределы интересов двух стран. Любой успех России и Беларусь на этом пути будет инициировать резкое оживление реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве в целом. А это в свою очередь будет обеспечивать решение всех задач, стоящих перед любым государством: экономических, военных, проблем безопасности и прежде всего социальных проблем.

 

 



Заключение

 

Таким образом, было изучено история формирования Союзного государства, система органов власти, проблемы интеграции. За основу написания этой курсовой работы были взяты договоры о создании Союзного государства.

Анализируя договоры о создании Союзного государства, в этой курсовой работе выделены этапы создания Союзного государства, а именно:

.   Соглашение между Россией и Беларусью о Таможенном союзе (6 января 1995 г.);

.   Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (21 февраля 1995 г.);

.   Договор между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (29 марта 1996 г.);

.   Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (2 апреля 1996 г.);

.   Договор о Союзе Беларуси и России (2 апреля 1997 г.);

.   Устав Союза Беларуси и России (23 мая 1997 г.);

.   Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных условий субъектам хозяйствования (25 декабря 1998 г.);

.   Договор о создании Союзного государства (8 декабря 1999 г.).

До нашего времени оба государства взаимодействуют. Отмечается, что совместная деятельность на ближайшую перспективу должна быть направлена на формирование условий для стабильного развития экономики, на повышение жизненного уровня населения, на создание условий для совершенствования рыночных отношений.

Развитие экономической интеграции является важнейшим элементом интеграции. В данной курсовой работе уделено внимание экономическому сотрудничеству. Потому что, одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Республики Беларусь является укрепление и развитие интеграционных связей с Российской Федерацией в сфере экономики. Взаимные экономические интересы каждой из стран имеют объективные экономические и политические предпосылки. Беларусь и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно.

Важнейшими выводами, которые можно сделать из всей проделанной работы, являются следующие:

Во-первых для успешного решения внешнеполитических задач России требуется урегулирование внутренних проблем, иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее геополитических планов;

Во-вторых, договор о союзе, воспринимается и обществом, и государственным аппаратом как некая декларация о намерениях, не более (по крайней мере, такое ощущение очень сильно). Вызвано это тем, что он не имеет конституционно-правовой, учредительной природы.

И наконец, из двух предыдущих выводов следует главный: чем скорее будет создан проект конституционной основы Союза (Конституции или Конституционного акта), а затем вынесен на голосование, тем больше шансов на то, что реальное объединение все-таки произойдет. А шансы эти с каждым годом уменьшаются.

Использование конституционных механизмов членами Содружества позволит эффективнее решать многие региональные и глобальные проблемы.

 

 



Список литературы

государство союзный политический

1. Бочаров В.М., Соколов А.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. Калининград, 2011.

2. Шинкарецкая Г. «Союзное государство Беларуси и России // Государство и право. - 2001. - №4

.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

.   Конституция Республики Беларусь от 14 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями).

.   Ботнев, В.К. Становление союзного государства Беларуси и России: конституционно-правовой анализ. - М., 2002.

.   Чергинец Н. Уверенность в Союзе // Беларуская думка. - 2000. - №4

.   Степанов В.Н. От углубления интеграции Беларуси и России к Союзному государству // Перспективы интеграции на рубеже тысячелетий. - Мн., 2001.

.   Козик В.Н. Состояние и перспективы развития Союзного государства Беларуси и России // Перспективы интеграций на рубеже тысячелетий. - Мн., 2001.

.   Договор о создании Союзного государства подписан // Рэспубліка. - 1999. - 11 снежня.

.   Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г.

.   Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.

.   Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999 г.

.   Козик Л.П. «Сообщество. Союз. Союзное государство». - Мн: ФУАинформ, 2004.

.   Устав Союза Беларуси и России от 23.05.1997 г.

.   Официальный портал Парламентского собрания Беларуси и России www.belrus.ru

.   Информационно-аналитический портал Союзного государства http://www.soyuz.by

.   Совмин Союзного государства решит судьбу единой валюты. Электронная ст. http://www.trans-u.ru

.   Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства (Москва, от 30 августа 2000 г.) // СПС Гарант.

.   Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, утвержденный постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 12 апреля 2002 г. №3 // СПС Гарант.

.   Плотников А.Ю. профессор, член экспертного совета Комитета Гос. Думы ФС РФ по безопасности «Союзное государство России и Белоруссии: современное состояние, перспективы развития»

.   Н. Федулова. Перспективы российско-белорусского объединения // МЭИМО, 06.2002, №7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: