Насосы тина НД (Д), ЦН: маркировка, конструкция, принцип работы.
Центробежные насосы типа НД предназначены для перекачки нефтепродуктов с температурой до 200 С. Они нашли широкое применение в службах ГСМ предприятий ГА, где используется для слива нефтепродуктов из ЖДЦ, танкеров, внутрескладских перекачек. Среди эксплуатируемых насосов типа НД можно отличить следующие:
Насос | D рабочего колеса (мм) | Подача (м3/ч) | Напор (м.ст.жидкости) | Число оборотов (об/мин) | Потребляемая мощность (кВт) | КПД (%) | Мощность эл. двигателя |
4НДв-60 | 280 265 280 | 150-180 126-180 90-108 | 104-97 94-84 24-22 | 2950 2950 1450 | 63,5-68,5 49,3-59 8,4-10,3 | 70 | 75 55-75 13 |
5НДв-60 | 300 325 350 | 126-80 150-216 150-250 | 30-26 30-28 40-31 | 1450 1450 1450 | 19,4-18,4 19,9-23,6 24,3-31,6 | 70 70 68 | 20 20-30 30-40 |
6НДв-60 | 360 380 405 | 216-360 216-360 250-360 | 42-33 48-39 54-46 | 1450 | 35,3-45,6 40,5-52,2 50,8-60,5 | 71 73 75 | 40-55 55-75 55-75 |
6НДс-60 | 230 242 | 216-300 216-330 | 69-60 80-64 | 2950 | 53-62,5 57,4-62 | 79 76 | 75 75-100 |
8НДв-60 | 540-720 | 94-89 | 1450 | 250 | 60 | - | |
12НДс | 900-1260 | 60-54 | 1000 | 250 | 85 | - | |
8НД-9х2 | 235 | 240 | 132 | 2950 | 117 | 74 | - |
|
|
Цифра 8 в марке насоса 8НД-9х2 означает диаметр всасывающего патрубка, уменьшенный в 25 раз в мм, Н - нефтяной, Д - с двухсторонен подводом жидкости, 9 - коэффициент быстроходности, уменьшенный в 10 раз, 2 – число рабочих ступеней (рабочих колес) насоса.
Насосы типа НД имеют чугунные спиральные корпусы с двухсторонним спиральным подводом жидкости к рабочему колесу и разрезом в горизонтальной плоскости. В нижней части корпуса расположены диаметрально противоположно друг другу всасывающий и напорный патрубки, направленный перпендикулярно валу рабочего колеса насоса. Горизонтальный разъем позволяет выполнить разборку насоса без его демонтажа с трубопроводов. Валы насосов стальные, работают подшипниковых опорах нижней части корпуса.
Рабочее колесо – чугунное, насажено на валу на шпонке и укреплено двумя проставками и втулками. Благодаря двухстороннему подводу жидкости к колесу осевые усилия взаимно уравновешиваются. Уплотняющие кольца и защитные втулки вала – чугунные. Сальник имеет полое сальниковое кольцо, к которому подается уплотнительная жидкость, образующая гидрозатвор.
Соединение вала насоса и электродвигателя осуществляется через упругую муфту.
Эксплуатация насосов:
1. Подготовка к пуску:
· Подшипники наполнить достаточным количеством смазки;
· Проверить состояние набивки сальника;
· Проверить и проконтролировать наличие и состояние КИП;
· Убедиться в герметичности всех разъемных соединений;
· Проверить плавность вращения вала насоса и электродвигателя;
2. Пуск насоса:
· Залить насос и всасывающую линию жидкостью;
|
|
· Включить электродвигатель;
· Когда насос начнет давать полное число оборотов и манометр;
· покажет соответствующее давление постепенно открывается задвижка на напорной линии для установления требуемой подачи;
3. Уход за насосом во время работы:
· Следить, чтобы температура подшипников была не более 60 С;
· В течении первого месяца работы насоса через каждые 10 дней необходимо заменить смазку подшипников предварительно промыв корпуса подшипников, удалив старую смазку;
· Далее смазка заменятся через 800-1000 часов работы;
· Сальники подтягивают так, чтобы рабочая жидкость гидрозатвора просачиваясь через них со скоростью 60-150 капель в минуту. Это служит не только для контроля правильности работы гидрозатвора, но и предохраняет выработку защитной гильзы вала насоса;
· Ремонт работающего насоса производить нельзя;
4. Остановка насоса:
· Медленно закрывается задвижка на напорном трубопроводе, насос переводится на холостой ход;
· Отключается мановакууметр;
· Отключается электромотор;
· Отключается манометр.
Техническое обслуживание насосов:
ЕО – осмотр и проверка состояния состоит в контроле чистоты и очистки насоса, проверки герметичности всех разъемных соединений, проверки исправности КИП, плавности вращения вала насоса.
ТО-1 – через 50 часов, но не реже одного раза в месяц:
· Проверка крепления насосного агрегата к фундаменту;
· Проверка центровки валов насоса и электродвигателя;
· Частичная замена сальниковой набивки.
ТО-2 – через каждые 200 часов работы насоса, но не реже одного раза в год:
· Замена фланцевых прокладок;
· Замена смазки;
· Полная замена сальниковой набивки, контрольный запуск.
Тема 1.6 Насосы и насосные станции.