Глава I. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР(задержкой психического развития)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………......3

Глава I. Теоретические и методические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития

1.1. Понятие сюжетно-ролевой игры, её функции и структура……..................6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста………………………………..11

1.3. Особенности формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития..………………………….…….19 

Выводы по I главе……………………………………………………………...26

Глава II. Опытно-практическая работа по использованию образной игрушки в формировании сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с  задержкой психического развития

2.1. Цели и задачи. Диагностика уровня сформированности игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста…..........27

2.2. Апробация программы формирования сюжетно-ролевой игры детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки…………….………………………….......31

2.3. Сравнительный анализ опытно-практической работы……...……............39

Выводы по II главе……………………………………………………….........45

Заключение…………………………………………………………………......46

Список литературы.…………………………………………………………......48

Приложение…………………………………………………………………….53

 

                                                 

                                                     Введение

 

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко).

Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу–малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, то есть вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку.                      Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина, «учит ребенка жить и действовать».

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Таким образом, игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название – образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребенка. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.    

Дети с задержкой психического развития, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть друг с другом. Без специального обучения игра у детей с задержкой психического развития не может занять ведущее место, и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

Перед учителем-дефектологом ставится задача постепенного введения детей с задержкой психического развития в мир сюжетно-ролевой игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен, т.е. педагог должен сформировать у него необходимые предпосылки к возникновению подлинной сюжетно-ролевой игры.  Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка дошкольного возраста, а образная игрушка является на этом этапе средством формирования сюжетно-ролевой игры. Исходя из актуальности исследуемой проблемы, определена тема исследовательской работы.

Тема исследования: «Использование образной игрушки в формировании сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Цель исследования: выявить эффективность использования образной игрушки как средства формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: образная игрушка как средство формирования сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: если выявить эффективность образной игрушки как средства формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и использовать их в практике, то процесс формирования сюжетно-ролевой игры будет более успешным.

  Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и научно-методическую литературу по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2. Охарактеризовать процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Изучить методы и приемы использования образной игрушки как средства формирования сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4. Разработать и апробировать программу формирования сюжетно-ролевой игры детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки.

  Методы исследования:

1. Теоретические методы: изучение и анализ педагогической, методической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предлагается программа формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием образной игрушки, реализация которой будет способствовать формированию сюжетно-ролевой игры детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

 

Глава I. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР(задержкой психического развития)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: